В каждой организации должен быть сотрудник, занимающийся контролем и разработкой правил по охране труда. В зависимости от сферы деятельности организации и количества штата это может быть и руководитель, и владелец, специалист или служба ОТ, а также назначенное ответственное лицо.
Но кто и где?
Согласно закону
Минтруда № 37 все зависит от количества человек, работающих в организации.
.
Организации со штатом менее 50 сотрудников
Организациям, где на постоянной основе трудятся менее 50 сотрудников, согласно законодательству, отдельную должность для специалиста по охране труда вводить не обязательно. Но это не значит, что его функции тоже можно опустить.
В данном случае, есть несколько вариантов развития событий:
1. в организации введена должность специалиста по ОТ и на нее принят отдельный сотрудник;
Назначать ли еще и ответственного? Не имеет особого значения. Специалист по охране труда вполне может справиться самостоятельно, но может и привлечь помощников.
Например, назначить ответственного за выдачу СИЗ, вписать все сопутствующие задачи в его должностные обязанности и, конечно же, прибавить ему зарплату.
2. в организации введена должность специалиста по ОТ, но вакансия пустует;
В таком случае можно привлечь к работе другого сотрудника компании, и он станет совмещать функции специалиста по охране труда со своей основной деятельностью.
Для этого необходимо оформить приказ о совмещении или заключить трудовой договор о совместительстве. Такой работник будет считаться ответственным за охрану труда на предприятии.
3. в организации нет должности специалиста по ОТ;
Тогда им может стать руководитель компании или любой назначенный им сотрудник.
Также возможно распределить обязанности по охране труда на нескольких ответственных сразу.
Например, руководитель отдела по подбору персонала будет отвечать за проведение инструктажей, старший бухгалтер за учет и выдачу СИЗ, а главный инженер за все остальное.
.
Организации со штатом более 50 сотрудников
В крупных компаниях, где штат сотрудников более 50 человек, специалист по охране труда должен являться отдельной фигурой, не совмещающей свою деятельность по ОТ с какой-либо другой. Его отсутствие будет считаться нарушением, в соответствии с
п. 1 статьи 5.27.1. КоАП РФ.
Вне зависимости от количества специалистов по охране труда на производстве (один сотрудник или целая служба) дополнительно могут быть назначены ответственные.
В данном случае они будут выступать в роли контролирующих помощников, а основная деятельность остается за сотрудниками службы охраны труда.
Например, руководителя отдела по подбору персонала назначили ответственным за проведение тестирования по результатам проведения инструктажей. Программы инструктажей, сами инструктажи и материалы для проведения теста будет составлять специалист по охране труда, а вот ответственный поможет ему в конкретном узком деле – проведении.
.
Таким образом мы видим, что ответственный за охрану труда, чаще всего, выполняет какую-то одну задачу на своем участке, облегчая работу специалисту по ОТ, но не оставляя при этом своей основной деятельности.
В небольших компаниях ответственных может быть несколько: каждый из руководителей контролирует обеспечение охраны труда в рамках своего отдела или, наоборот, отвечает за одну определенную задачу, но в масштабах всего предприятия.
Те сотрудники, что работают на специально выделенной должности и не совмещают ее с какой-либо другой деятельностью в организации, считаются специалистами по охране труда. А вот всех остальных, причастных к ОТ, называют ответственными.
Ответственные также могут быть временными: при выполнении каких либо работ. А вот специалист по ОТ – это постоянная должность, на которой сотрудник занимается только вопросами охраны труда и ничем больше.
Кто нужен для вашей организации – решать руководителю.
Самое главное, чтобы все специалисты и ответственные за ОТ имели специальное образование по охране труда. В противном случае, при проверке, организации придется заплатить большой штраф.