Вот что пишет Жмуров В.А.:
Интеллект- способность индивида сохранять и приумножать свой познавательный потенциал, а также использовать его как в собственных интересах,так и в интересах других людей и общества. Интеллект в таком понимании есть познавательная структура, объединяющая в единое целое когнитивные функции индивида (рецепцию, перцепцию, восприятие, память, мышление), его воображение и творческие возможности, а так же эмоционально-волевые качества его личности.
Понятие интеллекта вообще не поддаётся точному определению, его границы и содержания всегда размыты.
Интеллект всегда пытались измерить (психометрия) для этого за интеллект приняли достигнутый индивидом уровень умственного развития. Иными словами, интеллект суть состояние показателей ума, которые могут быть измерены и представлены количественно, то есть то, что может быть установлено тем или иным психометрическим тестом. Совершенно ясно, что с помощью тестов определяется не интеллект как таковой, а лишь его проявления, то есть некоторые умственные его слагаемые, такие как память, умение обобщать и т. п.
Некоторые параметры интеллекта, однако, не только не могут быть измерены, но вообще с трудом поддаются изучению. Например, это касается мотивации познавательной деятельности, уровня развития познавательной потребности, для тех целей, какие индивид преследует в своей умственной деятельности, так же учёт культурной среды индивида и её требование к интеллекту. Поэтому кажется вполне естественным, что скромные формальные показатели интеллекта, установленные с помощью специальных тестов, могут сочетаться с высоким уровнем реальных достижений индивида и наоборот. Известным является, в частности, тот факт, что лица, неизменно показывающие на тестировании впечатляющие результаты, в реальной жизни нередко оказываются ничем особенным не выдающимися из серой массы людьми. Встречаются и такие случаи, когда незаметный в ровных и привычных условиях жизни индивид неожиданно оказывается весьма значительной персоной в других, экстремальных, требующих недюжинных интеллектуальных способностей; например, он делает стремительную карьеру и становится влиятельной личностью во время войны, революции, кризиса, эпидемии или череды стихийных бедствий.
Ретроспективные исследования интеллекта выдающихся личностей, которым заведомо, то есть по известным уже достижениям, присваиваются заоблачные интеллектуальные коэффициенты ( у Гёте в возрасте 17 лет - 190%, в возрасте 17-26 лет - 210%, у Вольтера - соответственно 180% и 190%, у Дарвина - 155% и 165%, у Ньютона - 150% и 190%), являются любопытной реконструкцией, но не более того. У Рембрандта, отметим, он равен 130% и 145%, в сравнении с Гёте живописец, по данным косвенной психометрии, является, следовательно, кем то вроде дебила. Существующие ныне тесты не способны выявлять потенциальных гениев или приводят, в применении к ним, к смехотворным результатам.