Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чем различия старообрядцев и сторонников патриарха Никона ?

ИсторияРелигия+2
Макс Попов
  ·   · 11,8 K
Экономист, политическая экономия. все вопросы...  · 29 окт 2022
Я рекомендую прочитать книги русского писателя П. Мельникова (А. Печерский) "Аввакум Петрович" про зачинщика русского раскола, роман в двух книгах про раскольников "В лесах"  и "В горах", чтобы иметь представление о раскольниках, затем книгу историка А. В. Пыжикова "Грани русского раскола", чтобы имет представление о месте русского раскола в истории России. 
А сам раскол следует рассматривать с точки зрения борьбы за власть между феодальными и купеческими кланами Московского царства при активном участии внешних факторов в лице Речи Посполитой, с центром в Польше, Швеции. Через Польши и Швеции в битве за Россию участвовали Ватикан и Великобритания. В битве за Россию сторонами были Московские и Нижегородские купцы и бояре, феодалы Речи Посполитой,  которая состояла из Унии Великого Княжества Литовского (Современная Белоруссия, а не Литва) и Польши. В этой битве за Россию одним из центральных вопросов, если самым центральным, был вопрос Церкви и в чьих руках будет Церковь. Во главе раскола формально стояли патриарх Никон и протопоп Аввакум, а за ними стояли кланы феодалов, купцов и ростовщиков. Вопрос был не вопрос веры, а чьим будет Россия и кто будет распоряжаться храмовыми капиталами и храмовым кредитом. Церковь в те времена (сейчас тоже) была не только центром вероучения, еще была крупнейшим феодалом после самого царя и кредитором. Еще одна функция церкви была благословление монарха на власть от имени бога, без церковного коронования власть царя не имела легитимности. До противостояния на реке Угра 1480 году власть над Россией принадлежала хану Золотой Орды, легитимность которого исходила от его принадлежности роду чингизидов. Только прямые потомки Чингисхана имели право на трон во всем пространстве, покоренных монголами. Других не признавали.  Были конкуренты рода Чингисхана, это турецкие султаны, тоже имевшие древние традиции и монархические династии, персидские цари, которые вели свою родословную от древних династий Персии, которые воевали против Александра Македонского и Древнего Рима, неоднократно покоряли Среднюю Азию, где правили Султаны из тюркских племен. Следующими претендентами на престол в Азии (в том числе и Московском Царстве) были Эмиры, наместники Халифа, высшего духовного и светского властелина исламского Мира.
Со времен покорении Руси монголами Ярлык на Великое княжение на Русью давал Хан Золотой Орды, а после низложения власти Монгольского Хана встал вопрос легитимности власти Великого Князья Московского на землями России.  Московскому Князю после низложения монгольского ига брать ярлык была неоткуда. Вот здесь вырос роль Русской Православной Церкви, которая начала самостоятельно благословлять Князя Московского на власть над Русью. Появилась легенда Москва Третий Рим.  Не Москва стала Третьим Римом, а РПЦ стала автокефальной и благословлять Московских князей на власть, чтобы они не искали источника своей легитимности. Иван Грозный был возвышен до Царя Московского. Князь человек служивый, а Царь есть сюзерен, повелитель. Польские и шведские короли очень желали поставить на Московский трон своего ставленника, которого благословила бы на власть либо Папа Римский, или иной протестантский Церковь,  чтобы обеспечить легитимность иностранного ставленника на московском троне. РПЦ выбил козырь из их рук, указав свою древность, ссылаясь на древние книги и вероучения Христа. Что она сама божественная и от имени бога сама благословить князя на Царскую власть. 
После утверждения Династии Романовых на Московском Троне битва за Церковь. Михаил Романов в 1612 году был утвержден на Царству как Временное Правительство в Феврале 1917 года. Он до конца своего царствования был временной фигурой на Московском троне. Борьба за власть продолжалась. Кого только не хотели на троне, пока внезапно не умер Михаил Романов. За неимением иного кандидата был благословлен на царство его сын Алексей Михайлович Тишайший. Даже первые годы его царствования династия Романовых еще не все признали, поляки до 1667 года претендовали на московский трон, считая романовых выскочками. На трон Московский претендовали шведские принцы, один из которых должен был жениться  дочери Михаила Романова (сестре Алексея Михайловича) и сесть на Московский престол. Но брак сорвался при жизни Михаила. На престол все еще претендовали более родовитые бояре и князья (Гедиминовичи, Трубецкие, Хованские, таких претендентов на Руси был воз с большой телегой) их русских земель. Восседание на Московский трон теперь был возможен только через РПЦ и внутри церкви начался раскол. Никон представлял интересы феодалов и торговых людей, прочно связанных с польскими и литовскими феодалами, а московские, новгородские и нижегородские бояре и купцы хотели своего пастыря в Москве. Аввакум был ставленником и духовным наставником иных  боярских и купеческих кланов, чем Никон. Подробности борьбы за власть над церковью и чем отличались раскольники от никонианов хорошо изложены в вышеуказанных книгах. 
Главная претензия Аввакума и его сторонников была в обвинении последних в нарушении старых обрядов и правил при исправление церковных служб. Аввакум и его сторонники считали правильным в церковной службе применение крестного знамения двумя перстами, а никониане ссылаясь на греческих и константинопольских иерархов православия внедряли троеперстие в церковных службах. Раскол на этом не закончился. Были священные книги когда-то переведенные на старославянский язык. Никон начал их сверят с образцами на греческом языке и на латыни. Аввакум и его сторонники не признали нововведения на основе священных книг на греческом и латыни, считая их ересью. Для раскольников было важно сохранить не только двуперстие, еще они твердо защищали канонов церкви, изложенных на старославянском языке и применяемых в богослужениях со времен крещения Руси. 
Разница между расколом и никонианами была во внешних обрядах, а суть вероучения, основные каноны и постулаты староверов и никониан отличались не сильно. Финансовая сторона организации церкви и службы порою были противоположными. РПЦ оставался крупнейшим феодалом и центром храмового кредита, пока РПЦ не была секвестирована Петром I  и не превратилась в составную часть государственного аппарата. РПЦ распоряжалась огромными землями, промыслами и брала платы за церковную службу с прихожан, принимала благотворительные жертвоприношения. За это раскольники предавали анафему служителей РПЦ и ее иерархов. Раскольники не признавали церковную иерархию,  власть патриарха и его наместников в лице митрополитов, епископов и тд, считая это ересью по отношении истинной Церкви Христовой. 
Сам русский раскол тоже раскололся на многие согласия и ветви. В книгах П. Мельникова (А. Печерский)  "В лесах" и "В горах" описаны жизнь раскольников разных согласий, Белокиницкой митрополии, про сект хлыстов и молокан.  
Есть предположение, что учителя-начетчики раскола управляли общинным кредитом, огромными капиталами. Общинный кредит был беспроцентным, только этот кредит был целевым,  доступным не для всех. Рост общинного кредита обеспечивали пожертвование богаты купцов, феодалов, промышленников, ремесленников и состоятельных староверцев. Есть предположение эти спонсоры общинных капиталов были главными бенефициарами беспроцентных кредитов за счет этих капиталов. Ростовщичество считалось в среде раскола не прощаемым грехом. Из общинного кредита выросли русские купцы и промышленники, династии демидовых, морозовых и других купеческих кланов, которые приговорили Сословную Монархию в Феврале 1917 года вместе с другими олигархами того времени.
Смутное время, которое началось после смерти Ивана Грозного, было схваткой за Московское Царство между различными кланами русских феодалов и купцов, которые в том числе опирались на иностранные интервенты (как в годы Гражданской войны в 1918-1922 гг). Тогда произошел раскол среди властных элит, после утверждения династии Романовых по итогам Земского Собора 1649 года, произошел раскол в церковной среде. Теперь Церковь стал мощнейшим орудием в борьбе за власть на Московском Царстве. После ссылки Аввакума, Никон также был низложен и длительное время Церковную службу возглавлял сам Царь Алексей Михайлович,Выборы Патриарха шли в ожесточенных спорах и борьбе между кланами. Началось восстание Степана Разина, после его казни казаческие и крестьянские бунты продолжились до 1682 года. Хованские подняли мятеж в 1682 году, история стрелецких бунтов и их подавления всем известны. В этих бунтах  контекст веры и раскола стояли не на последнем месте. После смерти патриарха Адриана с 1700 по 1721 год РПЦ вообще не имел Патриарха, а в 1721 году Петр I объявил себя Императором и стал одновременно главой РПЦ. РПЦ приобрел патриарха вновь только после  прихода большевиков к власти в 1918 году. Им стал Патриарх Тихон.
Но эта уже другая история.
Бродячий наставник общества  · 1 нояб 2022
Если кратко - Никон с его сторонниками приводили христианство к исконным "византийским" стандартам. Так уж вышло, что Русь попала под ордынское иго в 12 веке, а окончательно вышла из-под ига только в середине правления Ивана... Читать далее
Электромеханик  · 30 окт 2022
Ну если коротко и просто , Никон ввёл в РПЦ единообразие ! Если вы зайдёте в любую церковь все находится однообразно иконы алтарь и тд. Службы проводят строго единобразно и одну службу , две и более одновременно запрещено... Читать далее
музыка, религия,  · 29 окт 2022
хотите развернутого ответа - в инете достаточно исследований на эту тему. Если простыми словами, поменяли шило на мыло, что те, что эти занимались идолопоклонством, а вылилось все в убийство граждан своей страны, по сути ни в... Читать далее