Простыми словами, ПИФ можно представить как общий кошелёк, в который инвесторы (пайщики) внесли свои деньги, а инвестированием этих средств занимается управляющая компания. Сами паи не торгуются на бирже. УК вкладывает средства в различные активы из разных отраслей. Каждый инвестор, в свою очередь, владеет своим куском имущества, состоящего из паёв. При этом УК получает довольно высокий процент за управление активами.
ETF — это оптимизированный под массового инвестора обычный ПИФ, так называемый взаимный фонд. Отличия от ПИФ в том, что ETF повторяет тот или иной биржевой индекс, или стоимость базового товара, торгуются на бирже, как обычные ценные бумаги, не подразумевают активного управления. То есть на ETF фондах можно заработать ровно столько, сколько заработает рынок в целом, в рамках индекса, к которому они привязаны.
БПИФ же – чисто российский инструмент, нечто среднее между классическими ПИФами и теми, которые торгуются на бирже. Отличие от ETF – отсутствие независимых компаний, которые бы защищали интересы инвесторов в БПИФы (в случае с ETF – это так называемые независимые трасты), размещение активов фондов в российских депозитариях и то, что управляющая компания БПИФов является брокером, а не отдельным ETF-провайдером. Эти признаки БПИФ не соответствуют международным стандартам и ставят под сомнение их надёжность. Также стоит отметить более низкую ликвидность и прозрачность состава фондов.
«Маскировка» БПИФ заключается в том, что ETF пользуются спросом у граждан, и в этом российский брокер повторяет общемировую тенденцию, предлагая этот финансовый продукт новой категории массового инвестора, ведь для большинства разница между этими понятиями едва различима.