"Теория отражения" предполагает, что процесс взаимодействия с окружающим миром может быть описан в терминах "отражения", понимаемого как всеобщее свойство материи. Отражение - это способность реагировать, давать ответ на внешнее воздействие. Сознание в таком случае понимается как "высшая форма отражения действительности".
Даже не трогая проблему сознания, а ограничиваясь исключительно сферой познания, теория тражения игнорирует его сложный характер, в котором сознание не только отражает, но и активно конструирует реальность. Под "конструирует" я не имею в виду тривиальное утверждение о том, что сознательное существо может активно менять своё окружение - с этим вряд ли кто-то поспорит. Скорее, я имею в виду кантовский тезис о том, что наш опыт является результатом сочетания внешнего воздействия и априорных, присущих самому сознанию, элементов.
Иными словами, кантовский аргумент, если от истинен, подводит нас к мысли о том, что наш образ реальности - не просто её отражение, но результат творческой активности (аналогично тому как, например, в абстрактном искусстве картина перестаёт быть точным отражением реальности). Кантовское разделение "вещи-в-себе" и "вещи-для-нас" можно, разумеется, попытаться преодолеть, но теория отражения, во всяком случае в своих классических формах, не столько пытается логически решить эту проблему, сколько игнорирует её.