Во-первых, люди, да зарубите себе уже на носу, что сравнивать людей - пустозвонство. Можно лишь сравнивать одного и того же человека при условиях А (в нашем случае пусть он читает 1-3 книги в месяц), его же в условиях Б (читает 0-3 книги в год) и этого же человека в условиях В (читает 4 - овердо*уя книг в месяц).
А теперь пройдемся по фактам. Чтение всегда активизирует те области мозга, что отвечает за владение словом и абстрактное мышление. Это базис, без него прочитать книгу просто невозможно. Мозг, как и наши мышцы, нуждается в постоянной тренировке, и если он получает определенную нагрузку, то он остается в тонусе. Как следствие, эти способности мозга "прокачиваются", и они у читающего человека всегда будут лучше, чем были бы у него же, если бы он не читал.
Несколько иначе дело обстоит с вариантом В. При такой нагрузке чтение начинает превращаться в ведущую деятельность человека, что может привести к некоторой оторванности от реальной жизни, снижению интеллектуальных способностей в других областях (практическая деятельность, абстрактно-математическая и т.д.) - на них просто не хватает ресурсов мозга.
Теперь переходим к теориям.
Стоит понимать, что "чтение" - это название для деятельности, которая в зависимости от условий протекания, дает разный результат и активизирует разные области мозга. Проще говоря, читать можно по-разному.
Самый простой тип чтения - эмоциональный, когда мы читаем, чтобы развлечься, пережить эмоцию. Именно его мы осваиваем первым. Для него хорошо подходят сказки, фэнтези, мистика, приключения, ужасы, детективы, женские романы. Цель данного типа чтения проста и незатейлива - эмоциональная разрядка. Такой тип чтения полезен тем, что способствует снятию стресса, для мозга он мало отличим от того же просмотра фильмов или прослушивания музыки.
Второй тип чтения - эмпатийный. Он сложнее чем эмоциональный тем, что мы не просто представляем себя в обстоятельствах книги, как при эмоциональном чтении, мы пытаемся понять, как герой поступил бы в той или иной ситуации и почему, пытаемся понять его психологию. А это уже куда более сложная и интересная задачка для мозга. Как следствие, активное применение такого типа чтения способствует развитию социальных навыков, в частности, эмпатии.
Последствия такого чтения во многом зависят от выбора литературы. Те же женские романы с их искусственными неживыми персонажами, которые чаще всего еще и ролевыми моделями являются весьма посредственными могут скорее навредить читающему, чем научить чему достойному. А вот книги с сильными богатыми духовно героями (хоть с большой, хоть с маленькой буквы) для этого типа чтения особенно ценны, потому их чаще всего и причисляют к классике мировой литературы.
Есть у этого типа чтения и еще один приятный бонус, о котором много говорят в школе, но мало кто помнит. Морально-нравственная зрелость. Пережив с героем книги ту или иную сложную с этической точки зрения ситуацию, мы формируем на ее счет свою позицию, что влияет на наше мировоззрение. Проще говоря, прочитала я про то, что бывает когда старушку за пару деревянных топором по голове шмякну, и у меня, столкнись я с этим этическим выбором в реальной жизни, уже есть готовая наработка, как стоит поступить. Как следствие, я скорее всего поступлю куда более обдуманно. Лично мне это не раз принесло большую пользу.
Третий тип чтения - условно назову его профессионально-лингвистический, при нем внимание уделяется не только тому, что написано, но и тому, как написано. И это, друзья мои, отличная прокачка всех писательских навыков! Именно этот тип чтения помогает неплохо освоить грамматику, стилистику, семантику и т.д.
Вдумчивое чтение данного типа спокойно может заменить вам первые пару курсов учебы на филфаке=) Помимо этого прокачиваются и ораторские навыки - умение излагать свои мысли красиво и доходчиво. Подходят книги любого типа и любого качества. Плохие, кстати, порой приносят колоссальную пользу, так, именно чтение женских романов в свое время объяснило мне, что такое плохой стиль . и как делать не надо.
Четвертый тип - информационный. Когда мы читаем, чтобы что-то узнать, чему-то научиться. Да, это знакомое всем со школы зубрежка учебников, и это самый сложный тип чтения, особенно если это чтение научно-прикладной литературы. Для него требуется максимальный уровень концентрации внимания, ведь оно задействует все типы мышления и требует огромного количества энергии.
Но и плюшки от такого времяпрепровождения соответствующие. Во-первых, при должном развитии этот навык помогает освоить, без преувеличения, все остальные навыки. (Предвижу, "бла-бла, читая книги ничему не научишься, не читать нужно, а делать", обращаю ваше внимание на слово "помогает", что подразумевает "дает базу знаний, объясняет, накидывает ближайшую зону развития, повышает скорость освоения навыка", также обращаю ваше внимание на то, что чтение помогает быть внимательнее к словам;).
Во-вторых, если развивать аналогию со спортом, то эмоциональное чтение для мозга- это что-то типа легкой пешей прогулки по полчасика в день, эмпатийное чтение - 3-4 часа бега в неделю, профессионально-лингвистическое чтение - уже похоже на профессиональный спорт, что же касается информационного чтения, то это суровая военная подготовка спецназовцев. Регулярно уделяя обучению хотя бы 3-4 часа в неделю ваш мозг станет настолько суровым, что злыдни интеллектуального мира, типа Альцгеймера и старческого слабоумия еще очень долго будут бояться к нему и близко подойти.
Какие из выделенных Вами отличий характерны для опытного читателя Кью?
Знавал я людей в жизни, которые не прочли и двух книг.
а речь у них была - заслушаешься...
так что книга всё таки не гарантия того, что человек станет велеричивым)
Но таки да, связь всё таки есть.