Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

УПЦ. Томос Украине. Соответствует ли это решение канонам православной Церкви?

Интересны любые аргументированные комментарии на этот счёт: УПЦ, Томос.
РелигияХристианство+3
Артём Баженов
  ·   · 561
☦︎православный христианин, программист, преподават...  · 26 дек 2021  · dzen.ru/rodion_orthodox
В вопросе идёт речь лишь о каноничности томоса, поэтому все остальные деяния последних лет Константинопольского Патриархата на Украине оставляю за скобками.
Короткий ответ – нет, предоставление томоса об автокефалии группе раскольнических структур на Украине не соответствует канонам и является анти-каноничным вторжением на территорию другой поместной церкви, т.к. Украина является канонической территорией Московского Патриархата, что около 330 лет признавалось константинопольскими патриархами и подтверждено документально.
В Православной Церкви все поместные церкви имеют самостоятельное управление, одного всеобщего главу – Господа и Бога Иисуса Христа, а ситуации, требующие внешнего вмешательства рассматриваются на Вселенских Соборах.
Никогда Православная Церковь не признавала учение о верховном епископе-арбитре всей Церкви где бы то ни было: в Риме или в Константинополе. Но есть и каноны, которые явно указывают на пределы юрисдикции поместных церквей и ограничение власти епископов.
«Областные епископы да не простирают своея власти на Церкви за пределами своея области и да не смешивают Церквей, а согласно правилам Александрийский епископ да управляет Церквами токмо египетскими; епископы Восточные да начальствуют токмо на Востоке, с сохранением преимуществ Антиохийской Церкви, правилами никейскими признанных…»
(2-е правило II Вселенского Собора; см. также 8-е правило III Вселенского Собора).
Единственный глава Церкви – Господь и Бог Иисус Христос:
Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос
1 Кор. 3:11
и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
Еф.1:22-23
Документальные свидетельства о юрисдикции Московского Патриархата на украинских землях:
Грамота Константинопольского патриархата от 1686 г., предоставляющая право Московскому Патриарху рукополагать Киевского митрополита, не сохранилась в оригинале. Существуют копии на греческом языке и переводы на русский язык, самый древний из которых датируется концом XVII века.
В оригинале на греческом языке сохранилась грамота патриарха Дионисия IV Московским царям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу, которая удостоверяет упомянутое решение Константинопольского патриархата.
В обоих документах – и в «Разрешительной грамоте» (согласно тексту копий), и в грамоте русским царям – наряду с правом рукополагать Киевского митрополита Московскому Патриарху дается в подчинение Киевская митрополия: (в соответствии со славянским текстом) «…повелеваем да святейшая епархия Киевская будет подлежащая святейшему патриаршескому престолу великаго и богоспасаемаго града Москви (…) и познавати онаго старейшаго и предстателя своего якоже от него хиротонисающуся и не от вселенскаго…»
После акта Константинопольского патриархата от 1686 года древние патриархаты – Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, а в новое время и остальные Поместные автокефальные Церкви, всегда воспринимали Киевскую митрополию как нераздельную часть Московского Патриархата и всегда уважали право последнего на полное самоуправление всей его канонической территорией, включая и территорию Украины.
Этот факт в межправославных отношениях засвидетельствован и подтвержден множеством официальных документов.
...
В грамоте недвусмысленно определяется, кто имеет управленческие полномочия над Киевской митрополией, и это – Московский Патриархат. В тексте нет условий или требований, в соответствии с которыми какое бы то ни было управленческое решение на территории Киевской митрополии зависело бы от Константинопольского патриархата.
Нет требований одобрения или утверждения Константинопольским патриархом выбора митрополита, решения епископского Собора, внутренних организационных проблем, решений церковных судов и др. Все эти полномочия предоставлены Московскому Патриарху.
...
Акт 1686 г., которым Московскому Патриарху вместе с его Синодом предоставляется право рукополагать Киевского митрополита, породило во времени множество других фактических последствий для всей Церкви. Это рукоположения множества клириков различных степеней, которые затем входили в евхаристическое общение с клириками всех остальных Поместных Церквей, включительно и с клириками Константинопольского патриархата.
Все эти совместные служения являются доказательством и подтверждением признания всеми Поместными Церквами канонической принадлежности Киевской митрополии и остальных епархий на территории Украины Московскому Патриархату.
...
С другой стороны, в каноническом предании Православной Церкви также существуют ясно определенные сроки осуществления юрисдикции данного епископа над определенными церковными областями или приходами, после истечения которых они не могут предъявлять претензии на права над этими областями к другим (133-е правило Карфагенского Собора установило трехлетний срок давности; 17-е правило IV Вселенского Собора и 25-е правило Трулльского Вселенского Собора устанавливают 30-летний срок).
...
Обобщая все сказанное выше, отмена грамоты 1686 г. и присвоение права юрисдикции на территорию Украины Константинопольским патриархатом находится в остром противоречии со священными канонами, так как в соответствии с корпусом правил Святой Православной Церкви не допускается одностороннее вмешательство Поместной автокефальной Церкви в дела другой. А также и потому, что заявление о нарушенных правах юрисдикции на данных территориях допускается в рамках определенного срока давности, который в данном случае давно истек.
---
Митрополит Видинский Даниил (Болгарская Православная Церковь)
источник
Архимандрит Софроний (Сахаров) пишет о проблеме Константинопольского неопапизма:
В настоящее время в недрах нашей Святой Церкви появилась великая опасность извращения догматического учения о ней… Вы спросите: в чем же это искажение видно теперь? Отвечаем: в константинопольском неопапизме, который быстро из фазы теоретической пытается перейти в практическую…
[Сторонники этого учения] сначала признали преимущество юрисдикционных прав за Константинополем… затем они стали утверждать за ним право высшей апелляционной инстанции во Вселенской Церкви, забывая, что именно эти притязания Рима привели к великому и окончательному разделению Церквей (1054)
---
архимандрит Софроний (Сахаров)
https://pravoslavie.ru/118507.html
В этой связи, не было бы лишним обратить внимание на письмо отцов Карфагенского Собора 419 г., который указал Римскому папе на необходимость соблюдения юрисдикционных границ.
Собор 419 г. в Карфагене из 217 епископов собирался по поводу апелляции их клирика (пресвитера Апиария) к Римскому папе.
дело дало повод Собору указать Папе на границы его юрисдикции, признавая, что по правилам «разумно и праведно», чтобы все, «какие бы не возникли дела, должны оканчиваемы быть в своих местах»
https://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony-pravoslavnoj-tserkvi-grabbe/13
Карфагенские отцы направили Римскому папе послание:
дабы вы впредь не допускали легко до вашего слуха приходящих отселе и не соизволяли впредь принимать в общение отлученных нами, ибо твоя досточтимость удобно обрящет, что сие самое определено и Никейским Собором. Ибо если сие является так соблюдаемым касательно низших клириков и мирян, тем более, хочет Собор, чтобы сие соблюдаемо было касательно епископов. Итак, те, которые в своей епархий отлучены от общения, да не явятся восприемлемыми в общение твоею святынею, с намерением, и потому что не подобает.
...
клириков низшей степени, так и самих епископов, явным образом обратно отсылают к собственным их Митрополитам. Разумно и праведно признал он, что какие бы ни возникли дела, они должны оканчиваемы быть в своих местах.
...
Итак, не соизволяйте, по просьбе некоторых, посылать сюда ваших клириков исследователями, и не попускайте сего, да не явимся мы вносящими дымное надмение мира в Церковь Христову
https://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony-pravoslavnoj-tserkvi-grabbe/13
Проблема обостряется тем, что предоставление автокефалии не регламентировано Соборами в Православной Церкви. На данный момент эта процедура опирается на опыт Церкви.
Как правило, автокефальные Церкви создаются в результате миссионерской деятельности кириархальной (старшей) Церкви на новых, ещё не просвещённых христианством территориях.
Автокефалия даётся тому, кто сумеет ей воспользоваться и не погибнуть, а для этого необходимо:
  1. Достаточное количество епископов для рукоположений новых епископов;
  2. Достаточное количество духовенства для просвещения народа;
  3. Возможность поддерживать церковную жизнь и противостоять вызовам.
Разумеется, автокефалия даётся тому, кто её просит. Она является результатом свободного волеизъявления епископата, духовенства и церковного народа.
Из этого приходим к следующему:
  1. На территории Украины уже был епископат, духовенство и церковный народ, признаваемый всеми Православными Поместными Церквами, в том числе Константинопольской Церковью;
  2. Они не просили Константинопольскую Православную Церковь (далее КПЦ) об автокефалии;
  3. КПЦ не является для них кириархальной церковью;
  4. КПЦ не ведёт на территории Украины миссионерскую деятельность, что не возможно хотя бы потому, что украинская земля находится в юрисдикции другой поместной церкви, признаваемой КПЦ.
Таким образом, рассмотрев каноническую и практическую плоскость предлагаемого вопроса, можно подытожить, что томос выдан в обход канонов и церковной практики.
Библия / ЦитатыПерейти на bibleox.com/ru/q
Почему же он выдан, если все так просто и прозрачно, и все молчат?