Согласно православной традиции, религиозный иммунитет – это накидка Божией благодати на ветхую человеческую природу. Православие принципиально не мыслит человека в отрыве от Творца; человек всегда рассматривается в связке с Богом. Можно сказать, что накидка Божия – живая (как и всё, исходящее от Бога, есть деятельное и живое – эту интуицию воспроизводит Джоан Роулинг в романах о Гарри Поттере, где все предметы Хогвартса– личностно-живые: портреты, шляпы, волшебные палочки и т.д.), движущаяся и шевелящаяся: облекая человека, эта накидка пропитывает собой человеческое естество (как бы сливается с ним), которое в результате ношения такого «плаща света» трансформируется и перекраивает свою тварную человеческую рубаху под дизайн нетварного Божиего гардероба. А, как известно, в Божием гардеробе одежд разных много: больше даже, чем у Филиппа Киркорова!
Для того, чтобы набросить на себя «одежды света», человеку необходимо перестроить всю свою жизнь (все свои энергии, если говорить богословским языком) для подобного одевания. Ежедневно каждое человеческое действие так или иначе должно работать на стяжание благодати. Если говорить вообщем, то все духовные практики можно упаковать в предложение из пяти слов (одно из которых будет предлогом): «участие в литургической жизни Церкви». Однако, церковную жизнь нельзя сводить лишь к двухчасовому участию в воскресной службе, но нужно понимать расширенно. Настолько расширенно, что вся человеческая повседневность будет захвачена литургической жизнью. Личность как бы сама становится Литургией, песнью Богу. Перечислим некоторые точки, вводящие человека в духовный опыт (и, как следствие, формирующие и усиливающие его религиозный иммунитет):
Участие в церковных таинствах, ядро которых – Евхаристия (Причастие).
Чтение молитвенных утренних и вечерних правил.
Активное церковное служение (у каждого есть свой дар, которым он может послужить Церкви).
Творение дел милосердия (помощь нуждающимся, больным, страждущим и т.д.).
Чтение духовной литературы.
Слушание проповедей, бесед, лекций на христианскую тематику.
Создание вокруг себя (или примыкание к уже имеющемуся рядом) круга единомышленников, в котором можно обсуждать прочитанное и услышанное (это очень важно, т.к. то, что мы проговариваем, еще глубже ложится в наше сознание). Седьмой пункт особенно важен в наше анонимное время, когда люди предпочитают бесконтактное общение в виртуальном пространстве общению реальному. Ничто не заменит реального Причастия и ничто не заменит телесно-живого общения.
Практикуя вышесказанное, человек как бы расчищает пространство вокруг себя для принятия Божией благодати – она же есть религиозный иммунитет. Помните: под лежачий камень вода не течет! Библейская традиция показывает нам, что Господу по сердцу активные и деятельные люди. Без активного содействия Бог человека не спасает: таковы правила игры, таково уважение нашей человеческой свободы со стороны Творца.