На ум сразу пришли две замечательные женщины.
Первая -- это Альфасса Мирра, сподвижница Шри Ауробиндо (интегральная йога).
Вторая -- это француженка, йогиня-путешественница Александра Давид-Неэль (автор книги "Мистики и маги Тибета").
Первая -- турецкая еврейка по национальности, но по сути, интегральная йогиня, ее последователи называли и называют просто Матерью... Альфасса Мирра пришла к Гхошу и продолжила дело после его ухода в иной мир. Как и Ауробиндо она обладала мощными супраментальными способностями и задолго до встречи с ним испытала ряд сильных психических переживаний, которые положили начало её индивидуальной трансформации. Женщина, названная последователями интегральной йоги Матерью (после встречи с Ауробиндо и принятия духовной санньясы) — назвала впоследствии сама себя «гораздо большей материалисткой, чем все вместе взятые материалисты мира». И назвала вполне точно. Ведь нечеловечески упорное ежедневное и ежемгновенное подвижничество во имя трансфизической эволюции человеческого вида на Земле — это, как-никак переживания телесной трансформации 96-летней женщины. Она ослепла (косвенное указание на духовную специализацию исследований), но продолжала ясно, до деталей видеть окружающий мир внутренним духовным зрением.
Вторая не менее интересная женщина -- Александра Давид-Неэль (1868-1969) -- она стала первой западной женщиной, побывавшей и пожившей долгое время в Тибете. Она в своих книгах рассказывала о реальных людях Тибета, которых встретила на своем жизненном пути, которые "умели летать, умирали и воскресали по своему желанию". Она объясняла, что суть буддизма заключается не в этих внешних эффектах, а в изменении сознания и что на этом пути она сама пока не достигла высот. В Дине (Франция), где она жила последние годы, Александру считали чудачкой и фантазёркой. Местные жители были немало удивлены, когда через двадцать лет после её смерти в «Обители размышлений» побывал Далай-лама, почтивший её память.
Да, можно, конечно сказать, что эти женщины не были уроженцами Индии, но они стали символом духовной жизни для женщин всего мира, как, к примеру, и знаменитая мать Тереза.
Насчет йоги. Настоящая йога, я считаю, присуща любой человеческой и профессиональной деятельности, если ее ведут, так сказать, правильно, искусно, вкладывая душу в дело, растворяясь в нём. Так что, если встретите на своем пути любого высокого профессионала, мастера своего дела, то знайте, что имеете дело с мастером йоги.
Еще раз насчет женщин. В йоге, как и в профессии, на высоких уровнях не имеет значения половая принадлежность. Вот на уровнях пониже приходиться считаться с физиологическими отличиями организма, которые подсказывают более адекватный способ работы (по темпераменту, по способам мышления, по физиологическим ритмам) для духовного продвижения для представителей каждого пола. Но это не означает, женщины не могут достичь просветления. Женщины его предпочитают, так сказать, разбить наголову :).