Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Только представьте на миг, что все вдруг пришли к единому мнению. Тоска зеленая…?

Эльза
  ·   · 515
Философия. Психология. История  · 3 февр 2022  · proza.ru/avtor/mariagruz2020
Многие представляли, и не на миг. Роман "1984" об этом и все почти антиутопии. "Дивный новый мир" Хаксли помните? Думаешь и делаешь что нужно и как все - получаешь заветную пилюлю, заслуженную порцию объемного кайфа, без которого - не жить.
Но люди - удивительные существа, способные отказываться от кайфа и сознательно идти не так, понимая, что кайфа не будет. Что будет страшное наказание или даже хуже. Зачем они это делают? Ведь дивный новый мир рационален до последней точки. Там все логично, обусловлено, сделано с учетом человеческой психологии и никакой тоски, поскольку в получаемой награде - максимум удовольствия (а ради чего мы меряемся своими мнениями - на ради ли того чтобы "побыть лучше", почувствовать победный эндорфиновый жах, понять разом все смыслы и истины и осознать себя их могучим повелителем?). Тогда чего хотят все эти буяны и дикари, не желающие следовать правилам и очевидной логике причин-следствий в сем благодатном обществе, где царствует шаблон - для каждой страты свой, но для всех - безусловный? Чего хотят-то? Скучно им, что ли?
Да нет. Подумайте: почему там главный бунтарь - дикарь?
Потому что там победила высшая форма социальной рациональности. Она же всё, включая человеческие мысли и вероятные модели поведения тщательно отрефлексировала, оцифровала и вложила в некий этический механизм, коему, подобно робототехнике, подчиняется все живое в этом обществе. Всё идеально. Всё обосновано и упорядочено. До нюанса и возможных причин возможного. Где зло искоренено на уровне рефлексов. Но ведь есть еще природная, надприродная, метафизическая рациональность, которая интуитивно схватывается несмотря (благодаря) на явную иррациональность всего вокруг. Например, совершенство постигается через тонкие дисгармонии, но эти дисгармонии, как поясняют нам физики, - и есть условие возникновения материи и, следовательно, жизни. Плюс, мы рождаемся не табула раса, а живыми душами, уже отягощенными некими предзаданностями, что само по себе нарушает гармонию под названием равенство и справедливость. Мы рождаемся неравными, а это несправедливо. Помните, как мечтали ранние коммунисты: будь мы все детально ознакомлены с причинами зла (а они сплошь в классовом неравенстве и условиях, порождающих эксплуатацию человека человеком), то мы бы, как единое целое, то есть абсолютно идентично, "как все", победили это зло. И тогда зла не будет. Если будет, то это связано с психическими нарушениями, болезнями, а болезни лечатся. И вот вам - единообразное общество, где одного человека от другого можно отличить только по цвету волос и форме носа. Всё остальное, включая мысли, виды реакций и поступков - неотличимо. Ибо кто-то так посчитал и обосновал. И это - рационально. Но невозможно даже не уровне представлений.
Потому, допустим я, рожденная с одними задатками и предзаданностями протестую как тот дикарь из Дивного нового, против того чтобы меня делали под копирку. Пусть даже лучших людей нашей эпохи. И когда мне показывают некую доминантную особь, лидера мнений, супермена и говорят: думай-поступай как она или он, заводи связи, умножай мощь, "сними решительно пиджак наброшенный", при как танк, врубайся в каждый конфликт заради реализации своих биосоциальных интересов (а как понять высшие, если не поймешь свои) - я говорю: нет. Я - другая и такой останусь. Рибонуклеиновая кислота у меня немного иного состава. А кто припаял в мои клетки именно этот состав, Бог его ведает. Вы конечно правы, а может Он - правее? И я остаюсь собой, что бы там кто не взъяривал по-поводу моей, неудобной мне лично, нетаковости, каким бы адом ни грозил. И дабы оставаться собой я позволяю себе отступить, отойти, обойти, оставаться одной в своем уютном одиночестве. Я позволяю себе бесполезно протестовать против мощи той коллективной рациональности, которую считаю безумием, потому что тот, кто вложил в мое тело мою душу может оказаться правее. И я это чувствую. И говорю: мне не нужно чужой души, чужой головы, кою вы считаете более здоровой, чужого успеха, чужих друзей Мне не нужно чужого (обычно понимание фразы "мне не нужно чужого" дается с трудом в эпоху рыночных экономик), какую бы таблетку кайфа мне за это ни предлагали.
Говорят: но все же пользуются чужим, и ты не лучше. В ответ: но я отдаю с процентами в том же или чуть отредактированном виде. И в этом тоже - протест против чужого.
Человек, в отличие от животных только тогда человек, когда он не такой. Когда он находит в себе силы сказать нет даже смертельным обстоятельствам. И каждый это чувствует, хотя и не каждый знает.
Я уже писала, что не люблю балет, хотя его все любят - ибо положено любить. Не люблю вольную, невольную и всякую прочую борьбу и силовые состязания, вообще не люблю спарринг-партнерство, я - за многокилометровые расстояния и бескрайние российские просторы. А упираться носом в чужую потную подмышку ради того чтобы распластать владельца сего, - это для компактных культур и воинственных людей, к коим не отношусь.
Так что не в тоске дело, не в зелени зеленой и не в рутине (рутину я люблю, когда она своя, домашняя и пушистая). Дело в том, что есть такая острая необходимость - хотя бы день в году чувствовать себя человеком. Личностью, которая, как известно, неповторима. Со своим мнением, философией, поступком, упорством; со своей леностью, заблуждениями и откровениями, со своим миром, опытом, убеждениями и принципами. Если ты под копирку, то ты этого не почувствуешь никогда. Если ты как все, то ты - все, но не ты. А без этого "я есть", как еще Декарт доказал, жизнь человеческая невозможна.
Да, все антиутопии заканчиваются плохо - коллективная мощь всегда перемелет человечка, чего уж строить иллюзии. Дикарь из "Дивного..." повесился. Но всё же какое-то время он был счастлив, ибо оставался собой в невыносимых для любого человека условиях функционального социо-единообразия. Чистого, квадратного, нравственно-красивого, но безобразного по сути своей. Какое-то время дикарь был человеком и личностью. Ради этого стоило прожить свою короткую драматичную жизнь. И не бояться ни одиночества, ни изоляции, ни стигматизации, ни смерти. И не против тоски и скуки весь этот молчаливо-истошный человеческий подвиг. А заради своей и только своей души, ее судьбы, ее истоков и исходов. Ради своей Богом данной души, которая умирает при жизни, становясь чужой.