Процесс обучения — штука комплексная и как луковица, состоит из разных слоёв или уровней. Давайте представим, что мы решили приготовить эспрессо-тоник, хотя раньше никогда ничего подобного не делали.
Начальный уровень. Первым делом, поищем рецепт. Выглядит просто! Мы уже знаем, из каких ингредиентов состоит напиток, в каком порядке их смешивать. Значит ли это, что навык покорён? Увы, пока мы можем просто пересказать информацию, но до профессионального баристы далековато.
Средний уровень. Дальше следуем к точке, когда хочется сказать: «Ааа, теперь понятно, как это делается!». Тогда можно не просто слепо воспроизводить алгоритм, а объяснять свои действия. Например, почему сначала наливаем тоник, а потом эспрессо? Что будет, если сделать наоборот?
Для прокачанных. На уровне ещё выше нам больше не нужен рецепт: мы можем просто взять и приготовить напиток. Обычно к этому моменту мы уже готовили его много раз и руки делают всё сами. Кто-то увлекается настолько, что идёт дальше и начинает разбираться в тонкостях вкусовых оттенков и изобретать свои сочетания.
Хорошо, с эспрессо-тоником разобрались, а что насчёт английского?
Когда вы видите слово, часто срабатывают первые два уровня. Обычно слово находится в контексте, но и просто визуальная поддержка помогает всё вспомнить.
Поэтому выбрать правильный ответ из вариантов гораздо легче, чем отвечать в свободной форме. Вспомните, как в школе достаточно было бросить беглый взгляд на шпаргалку, чтобы понять, о чём идёт речь, хотя до этого момента термин никак не вспоминался.
Если речь идёт о том, чтобы уметь спонтанно применять новые слова в живой речи, то зазубривания будет недостаточно. Перечитывание текста тоже слабый помощник. Что сработает лучше? Есть несколько способов и ходов.
- Прежде чем подсмотреть, важно попытаться вспомнить. Мозг как суровый завхоз просто так ресурсы не выделяет: зачем вкладываться в выстраивание новых нейронных связей, если информация всегда под рукой? Если же мы настойчиво что-то ищем, но не находим, приоритет задачи повышается, и у слова появляется шанс попасть в долгосрочную память.
- Здорово пытаться думать по-английски в течение дня. Спрашивайте себя: «Как это будет по-английски?». Это хорошее упражнение, и к тому же весёлое! А ещё для него не нужен собеседник.
- Слова хорошо учить не отдельно, а в контексте и даже готовыми фразами.
- Много говорите, пробуйте объяснить другими английскими словами. Сделав напиток один раз, мы не научимся делать его по памяти и без усилий. Со словами так же!