Кратко: Существует, не иллюзия, трудно представить.
Подробнее:
Свобода выбора предполагает возможность предпочесть одно действие (или решение) другому. Мы часто знаем о двух и более возможных вариантах действия и размышляем, какое выбрать. Сам факт наличия этих размышлений, саму реальность нашего "выбирания" оспаривать трудно. Она нам дана как факт сознания.
Что тогда является иллюзией? Вы не сомневаетесь, когда выбираете? Вы не взвешиваете альтернативы? У Вас не вызывает ощущение трудности выбор между ними? Если все это имеет место, в чем собственно состоит «иллюзия». Допустим, Ваши размышления становятся достаточной причиной выбранного действия. Быть достаточной причиной и значит предопределять, детерминировать действия. Но едва ли это неожиданно! Зачем было бы вообще размышлять и выбирать, если в итоге решение было бы не связано необходимой причинной связью с процессом «выбирания»? Кроме того, если бы Ваши размышления о том, что выбрать, протекали бы иначе, выбор тоже был бы иным, в силу наличия иной причины (иного процесса принятия решения). Все это очень похоже на свободу выбора.
Иначе говоря, идея о предопределенности выбора Вашими размышлениями, выбираниями, является чем-то весьма тривиальным, повседневным. Скорее люди удивляются, когда делают что-то неожиданное для самих себя, вроде бы не следующее из образа их мыслей. Более того, представьте, что за мгновение до вашего действия все размышления, предшествующие этому действию, не являются предопределяющей причиной, что Вы можете взять и выкинуть что-то этакое, что собственно не хотели делать до этого. Едва ли это похоже на свободный выбор. Хотя так тоже бывает.
Могли ли мы размышлять иначе в процессе принятия решений? Этот вопрос представляет существенную сложность в виду проблематичности самого возможного понятия "контроля" человека над своими мыслями. Попробуйте сами подумать "иначе" или произвести "не ту" мысль, которая "предопределена". Мне очень трудно что-то такое представить себе. И в этом смысле у нас нет никакой иллюзии того, что наши мысли могли бы быть иными, или выбираются нами. Мысли просто мыслятся, а не производятся свободной волей. Свобода, которая предполагала бы возможность производить некоторые мысли, выбирая из многообразного горизонта возможных мыслей, мне представляется плохо мыслимой. Мы выбираем из тех альтернатив, которые нам даны.
Представьте, что Вы выбираете между альтернативами 1 и 2, и никто не принуждает Вас к какому-либо выбору. Можете ли Вы выбрать 1, если захотите выбрать 1? А можете ли 2? Очевидно - да.
Какой же еще свободы выбора можно желать?
Ограничением свободы выбора может быть внешнее принуждение или просто неспособность рассуждать, выбирать, принимать решение. Однако здесь дело будет не в предопределенности, а в насилии или недееспособности.
Если же Вас интересует вопрос может ли человек как некоторый физический объект (или, в частности, его мозг) в определенный момент времени t1 находиться в состоянии, которое не определяет с необходимостью его состояние в некий ближайший момент времени t2, я думаю, это вопрос скорее физикам, которые занимаются проблемами детерминизма и индетерминизма в физических теориях. Если верить наиболее распространенной интерпретации квантовой механики, по крайней мере некоторые элементы, из которых человек как физический объект состоит, бывают в таком состоянии. Я не думаю, что это существенно в вопросе о нашей свободе и, тем более, ответственности.
Представить, что выбора нет, учитывая, что мы каждый день и много раз выбираем, очень трудно. Сейчас я пишу Вам ответ и все время выбираю. Если я попробую представить, что выбора нет и оно само как-то предопределится, ответа точно не выйдет, и ждать бесполезно. Можно предположить, что в возможном мире, где некие существа имеют сознание, но никогда не сталкиваются с ситуацией выбора, у этих самых существ не будет понятия аналогичного нашему понятию об ответственности. Но это будет очень слабая спекуляция, т.к. мы просто не можем ясно помыслить сознание (не набор наблюдаемых событий, а именно сознание), не имеющее никакой перспективы выбора.
А как быть с выбором между равноценными вариантами или вариантами, ценность которых заранее неизвестна?
Эксперимент Либета это только данные, но не доказательства. Одни и те же данные могут быть осмыслены совершенно по-разному.