"Свобода воли есть. Это решение - есть первый акт моей свободной воли" [психолог Уильям Джемс, неточная цитата].
Уильям Джемс после долгих лет размышлений и научных исследований пришел к выводу, что невозможно логически (то есть умом) ни доказать, ни опровергнуть существование свободы воли.
Это был акт выбора веры, так как знания здесь исключены.
Поэтому вера в свободу воли или вера в ее остутствие - это свободный выбор каждого, подтверждающий существование свободы воли существованием этого выбора.
Если считать, что человек - это тело, или ум, то свободы нет. Ум и тело всегда подчинены воле. Если она не свободна, то ее нет. Если воля охвачена страхом, то ее нет. Если воля действует в согласии с любовью, то она есть. И это свободный выбор человека.
Если верить, что человек, и каждое существо, суть проявление безначального и бесконечного духа, то - есть.
Вообще вопрос не вполне корректен, так как "воля" и "существование" - это по сути одно и то же.
То есть вопрос получается такой: "Существует ли существование? Что это?"
Хороший вопрос.
Если верить, что "я есть", то свобода воли существует. Но это то, что невозможно осознать умом. А, как сказал Декарт, cogito ergo sum - для человека "существует" только то, что доступно его уму. Поэтому при попытке доказать логически, постигнуть умом факт собственного существования, возникают некоторые сомнения (солипсизм и иже с ними).
Математическим доказательством существования свободы воли я считаю очевидную необходимость в каждый момент жизни делать выбор из количества вариантов, не равного нулю. И хотел бы человек определенности, а ее нет. Все время необходимо выбирать всякое действие. И все время приходится отдавать себе отчет, что этот выбор в той или иной мере, с той или иной вероятностью влияет на все и на всех. И доля неопределенности последствий своего выбора тоже всегда есть. Она никогда не равна нулю, а в случае отказа от собственного выбора действия, этой неопределенности становится еще больше.
Профессор В.В.Петухов в своих лекциях по общей психологии приводил пример последствий такого сознательного выбора в ситуации двух лягушек, попавших в жбан с молоком. Одна решила: "свободы нет, конец предопределен, а я - жертва обстоятельств", и утонула в молоке, незаметно для себя выбрав прекратить сопротивление. Другая не делала глобальных, фатальных, поспешных и далеко идущих выводов, но, осознавая небольшое множество вариантов "здесь и сейчас", из которых ей приходится делать выбор, выбрала оставаться на поверхности по мере сил. В итоге она, сбив лапками масло, выскочила из жбана.
Вслед за В.В.Петуховым обращаю ваше внимание на то, что исходная материальная ситуация и исходные знания об этой ситуации у обеих "лягушек" были одни и те же.
В чем же отличия? В выборе веры. И только на выбор веры распространяется действие свободной воли.
"Каждому по вере его" [Новый Завет].