Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Стихи без рифмы и ритма — это поэзия или баловство? Существуют ли негласные правила для такого жанра?

Искусство и культураЛитература+1
Sashà Plotnikova
  ·   · 13,8 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница"...  · 28 окт 2016  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

Негласное правило любой поэзии состоит в том, что от текста требуется быть хорошим.

Хороший текст состоит, в числе прочего, из целеполагания, языковой игры, иронии, исторического контекста, теоретически невозможных авторских устремлений, и условного шанса на диалог с читателем.

В этой формулировке должно быть очевидным, что ритм задаётся самим фактом, что текст раздроблен, а на рифмы в таком масштабе вообще плевать.

Именно поэтому Ветхозаветные псалмы, Басё в переводе, текст, найденный зашитым в куртку Паскаля со стороны сердца, бенгалийские гимны Тагора, славянские заговоры, карточки Рубинштейна, Тумас Транстрёмер, Блок, Целан, Элиот и Драгомощенко — это хорошая поэзия.

А станковое рифмованное эпигонство под 19-й век — как бы не очень.

Поэзия — это не одна из корзин в системе видовой категоризации текстов по сумме их фенотипа. Поэзия — это то, что пишется как поэзия и читается как поэзия; раздробить это определение дальше не представляется возможным в силу сугубо структуралистских ограничений, по сравнению с которыми такие вещи как метрика и рифма вообще не представляются чем-то значимым.

И в этом смысле, чтобы понять логику построения верлибра, достаточно просто его читать. Задавать вопросы об авторских выборах, и понимать, что здесь их намного больше, и они намного сложнее, чем любой готовый формалистский канон.

Спасибо за ответ! У нас тут уже какое-то время идет дискуссия о том, что считать текстом, например, относится ли к... Читать дальше
Верлибр, на самом деле, очень интересный тип стихосложения, и хотя по-началу кажется чем-то очень странным и даже немного глуповатым, после тщательного прочтения и понимания придает ощущение чего-то более глубокого и высокого... Читать далее
Филолог, преподаватель русского языка в Италии  · 28 окт 2016
Главный признак стихотворения - разметка текста на странице (в столбик или лесенкой), все остальное уже по желанию автора. По сути, он указывает нам, что это стихотворная форма, а ритм и рифма - это уже второстепенные признаки... Читать далее

Думаю, это правило работает до тех пор, пока автор намеренно не отказывается от разметки текста на странице...

Типичный пользователь ГУГЛ  · 27 янв 2023
Уважаемая Саша, произведение без рифмы - это проза. Поэзия требует наличия рифм, то есть, получается, поэзия без рифм не может существовать.  Те люди, которые называют стихи без рифм "стихом", искажают значение этого... Читать далее
Копирайтер, переводчик  · 13 нояб 2018
Рифма и ритм - это положительные ограничители. Поэту приходится копаться в закромах памяти (или в словарях), выискивать слова, которые соответствовали бы нужному числу слогов, с нужным ударением, и чтобы рифмовались искусно, а... Читать далее