Фихте оказался в тени Канта совершенно справедливо. Фихте имел менталитет не философа, а, скорее, религиозного фанатика, уверенного в своей правоте. Не случайно один из его современников сравнивал его с Магометом. Философия Фихте представляет собой однобокое прочтение философии Канта и заострение ее в духе солипсизма. Его наукоучению чужда кантовская глубина. Антиномии Канта, вершина философской аргументации в "Критике чистого разума", были объявлены Фихте недостатком, а сам Кант был обвинен в отсутствии воображения.
Что касается Шеллинга, то его философское дарование по крайней мере сравнимо с дарованием Гегеля. Достаточно указать на труд Шеллинга "Система трансцендентального идеализма", который был взят Гегелем за основу при написании им "Феноменологии духа". Но Шеллинг находился в постоянном поиске, как и подобает настоящему философу, ему хватило смелости пересмотреть свои взгляды, что не позволило ему создать стройную систему, наподобие гегелевской, но его глубокая мысль о доминирующем значении искусства, где определяющим является не разум, а творческая интуиция, повлиявшая на романтическое движение, открыла новый горизонт для дальнейшего развития философии.