Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Справедлива ли на ваш взгляд теория потребностей А. Маслоу?

ПсихологияОбщество+1
Алёнчик Попова
  ·   · 3,8 K
30 лет уже: маркетинг, реклама, продажи, PR. О...  · 30 янв 2021  · marketch.ru

«Справедливо» – это основываясь на беспристрастном соблюдении истины. Когда речь идет о теории или концепции, то эпитет «справедливо» не совсем уместен. Вопрос, я так понимаю, о концепции «Иерархия потребностей»? Тогда, так:

1). Само понятие «иерархия» (порядок от высшего к низшему), применительно к человеку, спорное! К сожалению, с понятийным аппаратом в философии всегда были проблемы. Применить «иерархия» к человеку – так же спорно, как применить к нему слова: гуманизм, смысл, безсознательное, объективность или субъективность.

2). Попытка выстроить потребности в иерархию, простым ранжированием, применительно к человеку, – это представить многогранного человека, как объект плоский. К примеру, поставить в основу пирамиды физиологическое – это уровнять человека с животным (не спорю!).

Проиллюстрировать, отчего человек – не «скотина» можно вот таким примером: мать лекого пожертвует собой ради дитя. А солдат, что жертвует собой? Можно ли сказать, что «его пирамида» не как у Маслоу – не «маслом вниз»?

  • Помимо Маслоу, на поприще изучения потребности человека, отличились, насколько помню:
  • Американский психолог Клейтон Альдерфер.
  • А еще есть теории Макклелланда
  • Концепция Герцберга

так что в идее плоскостно представить человека, субъективизма и вариаций – выше крыши!

3). Важно понимать еще и то, что с первобытно-общинного строя, важность социализации среди пещерных людей стояла наравне с собственными потребностями человека. Понятия «Я» не существовало как такового. Слава Господу, живем мы в эпоху другую и современная «экономическая теория» чуть иначе мешает краски (а это причина того, отчего маркетолог влез в этот дискус):

  • хоть экономические потребности человека удовлетворяются по схеме «от первичных к второстепенным», то есть товары и услуги, отвечающие на запросы низшего порядка, всегда будут пользоваться повышенным спросом у населения;
  • Человеку свойственно менять запросы, увеличивая или уменьшая количество требуемого продукта, усиливая или ослабляя претензии к его качеству;
  • А, исходя из теории мотивации потребностей ясно, что есть условия и факторы меняющие потребности человека

Вот, к примеру, последний iPone – на кредитые деньги или посидеть год на макаронах, но купить престижный автомобиль.... А шуба, в то время, когда 10 лет в доме ремонта не было? А поделииться последним куском хлеба со своей собакой? Или когда человек прыгает в ледяную воду или в огонь, чтобы спасти не свою, а бездомную собаку?

Спросите Маслоу, что он об этом думает?

Больше о маркетинге на «Записки маркетолога»Перейти на marketch.ru
1 эксперт согласен
Полностью согласен. Пирамида Маслоу - это схематичное упрощение, построенное на допущениях, применимое сугубо в... Читать дальше
Культуролог, увлечённый читатель и где-то глубоко...  · 30 янв 2021

Эту теорию давным-давно опровергнута научным сообществом. Известно, что Маслоу создал свою пирамиду потребностей в рамках господствующей в тот момент идеологии. Теория Маслоу совершенно не соответствует реальности.