И то, и другое (both!). Проблемное обучение как прием практически строится на диалоговых формах в объяснении. Хорош тот вопрос, который заставляет думать о том, что мы провоцируем в мышлении, обучая наших студентов. Прямо вот так взять и рассказать технологию мышления, чтобы студент ее услышал и не делал ошибок, - это плохо работает. Именно воссоздание траектории мысли в диалоге (а если не получается, докручу!) - вот, что рождает истинный навык. Поэтому мой ответ - да, во всех направлениях вопрос работает на ура, если его правильно задать, спровоцировать (в ожидании прояснения!), прогнозировать, где возникнет вопрос студента. Любой заданный вопрос сканирует пробелы студента. А вопросов без ответа по своей теме у преподавателя быть не должно. Как-то так).