Здесь не может не возникать один неустранимый вопрос: разве в полном смысле человек способен одновременно не быть «последним» человеком? Существа, выражающего, по словам Ж. Батая, чистое, безусловное стремление, независимое от какой-либо нравственной цели. В определенном смысле философствование Ф. Ницше - это вечная прелюдия к философии будущего и вечное ее начало. Оно подразумевает настойчивое экстатическое приглашение к переживанию человеком самого себя в качестве натянутого «лука» духа и одновременно в качестве его стрелы и цели. Ницше называет само деление сферы возможного опыта по объективным и субъективным основаниям банальным эффектом работы психологии. Вообще любая попытка разобраться в подлинности происходящего, с его точки зрения, выступает психологическим симптомом неспособности к поступку, который всегда требует скорее мужества, чем остроты отвлеченного ума.
Борьба с психологией означает для Ницше борьбу за очищение самой человечности от лицемерного морализаторства, заставляющего людей «измерять» каждый свой шаг с помощью «линейки», изобретенной скучными неудачниками, не способными разобраться в самих себе. Второй темой ницшеанства, посредством обращения к которой можно приблизиться к пониманию особенностей соответствующего представления о природе философа, на мой взгляд, выступает тема неизбежности распада сущего. А простая формула звучит так: все заканчивается.