Начать, вероятно, следует с того, что популяризированное христианскими критиками представление о язычестве как "поклонении материальным вещам" глубоко ошибочно и не соответствует современным религиоведческим представлениям.
Французский исследователь античной культуры Жан-Пьер Вернан писал: "Боги эллинизма - это силы, а не люди". Но то же самое применимо и к другим культурам древности, включая самые первые известные нам археологические свидетельства. Так, Реза Аслан в своей книге "God: A Human History" начинает рассказ с древнейших наскальных изображений и показывает, что даже изображения различных животных на стенах пещер отнюдь не следует понимать в том примитивном смысле, что их авторы поклонялись этим животным. Вообще, язычество - это совсем не поклонение деревьям, родникам, грозе, животным и т.п., но скорее силам, которые эти объекты символизируют, о которых они напоминают.
В этом смысле, и язычество можно в каком-то смысле назвать "поклонением идее", а сама картинка прогресса, скрыто обрисованная в вопросе, представляется сомнительной. Что стоит "выше идеи"? Смотря какую систему оценивания применять, из каких философских установок исходить. Некоторые авторы сказали бы, что художественный образ "выше" абстрактных идей, т.е. он более полно схватывает реальность. Другие, вроде авторов платонического направления, говорили бы об иерархии идей, где вопрос будет стоять только в том, какая идея более возвышенная, а какая - менее (в общем виде, в системе Платона чем идея абстрактнее, тем она чище и выше). И т.д.
Хлопаю стоя, достойный ответ. Спасибо
дай определния слов бес, демон и бог, а то так я вас не понимаю
Я бы сказал, что выше идеи - прямое общение с Богом, с божественным. Когда ты не веришь, но знаешь, чувствуешь, понимаешь. То, чем отличались пророки и святые. Яснознание, так сказать.