Даю второй ответ на этот вопрос. Хоть и маловероятно, что его среди такого количества ответов кто-нибудь прочитает. Ладно, пусть это будет ответ, так сказать, для себя. Просто для себя. Не любимого и не нелюбимого. Любознательного.
Смешно читать ответы, в коих утверждается, что случайностей нет. Это в то время, когда в философском плане уже давно прекращено противостояние между детерминизмом и индетерминизмом. С помощью, естественно, диалектики. Беспорядок (хаос) немыслим без порядка (космоса). И между ними происходят переходы: от хаоса к космосу - процессы самоорганизации, структурирования, рождения (негэнтропия); от космоса к хаосу - процессы дезорганизации, разрушения, смерти (энтропия).
Подобным же образом решилась проблема противоречия между абсолютным и относительным. Забавно, что когда говорят, что всё относительно, при этом акцентируют внимание на относительности, а обо "всём" забывают. По этому поводу у меня когда-то родились однопсишия:
Всё относительно! Всё! Абсолютно всё!
Всё относительно! И это абсолютно!
По поводу соотношения между случайным и закономерным.
Случайность - характеристика единичного события. Закономерность - характеристика некоторого множества единичных событий, т.е. некая повторяемость рисунка взаимодействий между объектами (и субъектами) внутри этих событий. Можно сказать, что закономерность относится к категории общего.
Случайность = событие = со-бытие. Со-бытие - совместное бытие по меньшей мере двух объектов. Они провзаимодействовали - столкнулись. Это событие. С ними в результате столкновения что-то произошло: они разбежались, видоизменённые, или они слиплись в одно целое, или распались на свои составляющие. Это тоже событие. То есть, событие-раз (столкновение) и следующее за ним событие-два (отталкивание, слияние или распад) - это тоже событие, но уже с большой буквы - Событие.
Кроме категорий единичного и общего, есть ещё категории особенного и всеобщего. Но, как вы помните, Гегель из-за своей большой любви к триадичности (и к святой троице) не признавал категорию общего и выписывал следующие формулы: Е - О - В, О - В - Е, В - Е - О. Где Е - единичное, О - особенное, а В - всеобщее. Но вы же прекрасно понимаете (как в своё время понял и я), что всеобщее - это не общее, а общее - это не всеобщее. Признак, присутствующий в некотором сообществе (единичных субъектов), может не присутствовать во всём обществе.
Отношения и связи (например, дружба и любовь) между несколькими единичными субъектами в большой группе (например, учащихся или трудящихся) могут не распространяться на всю эту группу. Эти отношения и связи являются одновременно общими для тех единичных субъектов, которым они присущи, и особенными - по отношению ко всей группе.
Также и внутри общего могут быть свои особенности. Например, среди пяти-шести дружащих пар могут быть одна-две влюблённые друг в друга пары. Понятно, что любовь во всей этой группе будет чем-то особенным. Для ясности можете порисовать кружки Эйлера внутри большого круга. С пересечениями этих кружков и без пересечений.
А уж если говорить о личности (или характере человека) и о наборе её свойств (черт характера), то всем, наверное, придёт на ум сочетание типичного (общего) и индивидуального (особенного), так же как и сочетание универсального (всеобщего) и уникального (единичного).
Это я к чему? К тому, что для прояснения взаимоотношений между случайным и закономерным можно воспользоваться тетрадической (тетраэдрической) формой диалектического мышления.
В одну тетраду вы уже, я надеюсь, врубились. Это:
Единичное -> Общее -> Особенное -> Всеобщее.
Здесь общее и особенное - противоположности, которые дополняют друг друга. Тезис и антитезис. Всеобщее - синтез. Единичное - основание. Было бы нагляднее, если бы вы нарисовали на листе тетраэдр: внизу - ед., вверху слева - об., вверху справа - ос., вверху над ед. - В. И от В (всеобщего) нарисовали стрелочку вниз - к ед. (единичному). Так же можно нарисовать стрелочку от В. к об.. И от ос. к ед.. Получится этакий диалектический тетраэдр.
При желании можно эту тетраду (тетраэдр) дополнить ещё одним звеном под названием Единое (Целое). Оно - это то, что скрепляет единичное и всеобщее. Тогда тетрада превратится в пентаду, а тетраэдр - в пентаэдр. Но это чисто из интереса, т.е. факультативно.
Так вот, в диалектическом мышлении есть такой приём - сопоставление логических цепочек. В данном случае - сопоставление тетрад. Напишем их столбиком. Или как матрицу 4Х3. (Здесь столбиком не совсем получается. Так что нарисуйте у себя сами.)
Единичное -> Общее -> Особенное -> Всеобщее.
Событие -> Необходимость -> Возможность -> Действительность.
Случайность ->Закономерность -> Вероятность -> Закон.
Из этого сопоставления можно сделать кучу суждений и умозаключений.
Например, то, что закон, как сущность, проявляется в случайности. А из случайных событий складывается действительность.
Необходимость содержит в себе разные возможности, и одна из них, наиболее вероятная, реализуется и становится действительностью.
Действительность (Настоящее) также содержит в себе необходимое (уже произошедшее, прошлое) и возможное (в будущем). И действительность можно понимать как переход от возможного к необходимому.
Случайное единичное событие, например, падение монеты решкой или орлом, при неоднократном повторении закономерно даёт общий результат: 50/50. В рамках этой закономерности можно высчитать вероятность следующего события.
Когда мы стираем случайные черты, то видим закономерность. Закономерность есть нечто существенное в случайном, но ещё далеко не сущность. И так далее. Остальное, я думаю, вы домыслите сами.
Жизнь — без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами — сумрак неминучий,
Иль ясность божьего лица.
Но ты, художник, твердо веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить всё, что видишь ты.
Твой взгляд — да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты —
И ты увидишь: мир прекрасен.
Познай, где свет, — поймешь, где тьма.
Пускай же всё пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.
(А.Блок. Возмездие.)