Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Сколько экспонатов эпохи барокко в Эрмитаже?

Искусство и культураЭрмитаж+1
Алексей Цветков
  ·   · 862
Электромонтёр  · 22 окт 2021
В Центре «Эрмитаж — Выборг» проходит выставка «Итальянская живопись и скульптура эпохи барокко в собрании Государственного Эрмитажа», представляющая 25 картин и 34 скульптуры из собрания музея, некоторые из них экспонируются впервые.
Художественный язык и стиль произведений живописи и пластики, созданных в Италии в XVII — первой половине XVIII века, многообразный, иногда противоречивый: от обостренного и драматического натурализма до иллюзионистского, динамического, или продуманного классического. С особой полнотой стиль эпохи барокко раскрылся в синтезе архитектуры, скульптуры и живописи, в монументальных городских ансамблях, циклах росписей для церквей и дворцов, в алтарных картинах. Основными школами в этот период оставались римская, болонская, флорентийская и венецианская.
АНТИВЕДУТО ГРАММАТИКА Мария Магдалена у гроба воскресшего Христа. Начало 1620-х
АНТИВЕДУТО ГРАММАТИКА
Мария Магдалена у гроба воскресшего Христа. Начало 1620-х
Холст, масло
Источник:
Коллекция итальянской живописи XVII века в Эрмитаже — одна из самых значительных за пределами Аппенинского полуострова. Подлинным новатором в искусстве стал Микеланджело Меризи да Караваджо. Его творчество, впитавшее традиции северо-итальянского Возрождения, проникнутое глубоким гуманизмом, во многом определило пути развития искусства XVII столетия, повлияло на художников во всех областях Италии и Западной Европы. Под впечатлением картин Караваджо исполнено полотно римского живописца Антиведуто Грамматики «Мария Магдалина у гроба воскресшего Христа». Фабрицио Сантафеде продолжает караваджистские традиции в Неаполе. Параллельно в Италии развивалось направление, получившее название болонского академизма. «Accademia degli Incamminati» (академия направленных на верный путь), основанная Лодовико Карраччи и его двоюродными братьями Аннибале и Агостино, стала основой системы европейского художественного образования, где особое внимание уделялось рисунку, композиции, анатомии, изучению античного наследия. На выставке представлены работы мастеров болонской школы: Гвидо Рени, Гверчино (Джованни Франческо Барбьери), Симоне Кантарини, Маркантонио Франческини. Одним из ведущих римских художников XVII века был Пьетро да Кортона, его талант в равной степени проявился как в живописи, так и в архитектуре. На выставке экспонируется его картина «Явление Христа Марии Магдалине» — редкий образец работы художника на дереве. Римские художники второй половины XVII века Джованни Франческо Романелли, Пьер Франческо Мола, Карло Маратти отказываются от эмоционального, зрелищного языка барокко в пользу четких и строгих норм классицизма. В работе Маратти «Мадонна с книгой» свобода живописи, свойственная барокко, соединена с ясной и продуманной концепцией, принципиальной для ведущего в следующем XVIII веке стиля неоклассицизм.
ГВИДО РЕНИ Раскаяние апостола Петра. 1635
ГВИДО РЕНИ
Раскаяние апостола Петра. 1635
Холст, масло
Источник:
МУТТОНИ (ПЬЕТРО ДЕЛЛА ВЕККИА) Портрет Алоизо Гарцони. Первая половина XVII века
МУТТОНИ (ПЬЕТРО ДЕЛЛА ВЕККИА)
Портрет Алоизо Гарцони. Первая половина XVII века
Холст, масло
Источник:
Двумя первоклассными произведениями представлена флорентийская школа, это «Андромеда» Франческо Фурини и «Св. Екатерина Александрийская» Карло Дольчи.
Во второй половине столетия подлинного расцвета достигла неаполитанская школа, самым известным художником которой был Лука Джордано. Его небольшая картина — эскиз «Св. Иероним в пустыне» относится к позднему периоду творчества художника, когда король Карлос II пригласил Джордано в Испанию для работы в Мадриде и Эскориале. «Св. Винцент Феррер» — типичный пример «барочной» живописи Франческо Солимены. Одним из первых художников генуэзской школы, с произведениями которого познакомилась Россия еще при жизни мастера, был Алессандро Маньяско. Мотив его картины «Привал бандитов» близок голландской и фламандской живописи XVII века, под влиянием которой генуэзское искусство достигло расцвета.
АЛЕССАНДРО МАНЬЯСКО. Привал бандитов. 1710–1720
АЛЕССАНДРО МАНЬЯСКО
Привал бандитов. 1710–1720
Холст, масло
Источник:
Произведения скульптуры, созданные в Риме между 1600 и 1750 годами, составляют основу выставки в Выборге. Величайшим мастером итальянского барокко, чей многогранный талант с особой полнотой проявился в архитектуре и скульптуре, был Джан Лоренцо Бернини. Из эрмитажной коллекции на выставке экспонируются два разных по законченности его произведения. «Тритоны, держащие дельфинов» — один из ранних эскизов (боццетто) для фонтанной группы, предназначавшейся для украшения площади Навона в Риме. Несмотря на беглый характер проработки форм, в скульптуре проявилась специфика творчества Бернини: мастерски передано и напряжение мышц, и неудобство поз, и даже усилие, с которым тритоны преодолевают сопротивление вырывающихся из рук дельфинов. В образе «Блаженной Людовики Альбертони» экспрессивно и в то же время изысканно соединены два состояния монахини: предсмертное страдание и религиозный экстаз. Высочайшие художественные достоинства произведения Бернини особенно заметны в сравнении с репликой статуи, выполненной одним из учеников.
АЛЕССАНДРО АЛЬГАРДИ Портрет Бенедетто Памфмили. Конец 1640-х
АЛЕССАНДРО АЛЬГАРДИ
Портрет Бенедетто Памфмили. Конец 1640-х
Терракота
Источник:
ФРАНЧЕСКО БЕРТОС Борьба лапифов с кентаврами. 1710-е
ФРАНЧЕСКО БЕРТОС
Борьба лапифов с кентаврами. 1710-е
Мрамор
Источник:
Особенно интересны терракотовые модели портретных бюстов, созданные единственным соперником Бернини — Алессандро Альгарди. Предназначенные для перевода в мрамор, они сохраняют мягкость и непосредственность, возникающие при работе с натуры.
Помимо основной группы мастеров из «вечного города», диктовавшего моду в процессе развития скульптуры барокко, в выставке участвуют произведения, созданные во Флоренции и Венеции. Примером флорентийской школы пластики являются бронзовые скульптуры Джованни Баттиста Фоджини и Джузеппе Пьямонтини. Стоит обратить внимание на золотистую патину, украшающую статуэтку Пьямонтини «Фавн с козленком»: она характерна именно для Флоренции. В Венеции «новую римскую манеру» открыл фламандский скульптор Джусто Ле Курт, знакомый с высоким стилем Бернини. Группа «Борьба лапифов с кентавром» Франческо Бертоса может служить примером скульптуры из коллекции Петра I.
Все работы в терракоте происходят из собрания аббата Филиппо Фарсетти, который, помимо традиционных слепков с античной пластики и мастеров недавнего прошлого (Микеланджело, Бернини, Альгарди, Рускони, Легро), стал впервые коллекционировать модели и боццетти мастеров XVII и XVIII веков. Музей Фарсетти, открытый для публики в старинном Палаццо на берегу Канале Гранде, посетил будущий император Павел I, впоследствии приобретший уникальное собрание скульптуры для Академии художеств. В 1919 году большая часть моделей мастеров нового времени была передана в Эрмитаж, с тех пор единственный конкурент Эрмитажа по богатству коллекции такого рода — только собрание Музея Палаццо Венеция в Риме.
Кураторы выставки — Сергей Олегович Андросов, доктор искусствоведения, заведующий Отделом западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа, и Татьяна Борисовна Бушмина, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа. К выставке выпущен иллюстрированный каталог (издательство «Славия», Санкт-Петербург). Авторы вступительных статей: о живописи — Т. Б. Бушмина, о скульптуре — С. О. Андросов.