Вначале о жанре. Если исходить из определения:
"Ода - это лирическое стихотворение, в котором выражается чувство восторга, вызванное каким-либо важным предметом: мыслью о Боге, грандиозными событиями в жизни людей, героями, величественными явлениями природы и т.п. ", -
то главного в определении (чувства восторга) в "Silentium!" не наблюдаем. Правильнее определить его как лирическое стихотворение, содержащее философские размышления автора.
Насчет утверждения, что стихотворение "написано в песенной форме"сомнений больше. Можно согласиться что рефрен "молчи" есть припев. Однако от мелодически развитого припева, его отличает форма возгласа. Правда, в некоторых народных песнях присутствует и такая форма. Например: "Эй, ухнем!"
Но мне всё же кажется, что правильнее рассматривать призыв "молчи" не как призыв к неоднократному действию (молчанию), а как предостережение = желанию уберечь своего лирического героя от катастрофы.
В качестве аргумента к этому своему предположению приведу размышления И.С. Тургенева о поэзии Тютчева: "…Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого… мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагой и отвлечённою (как это бывает в припеве - примечание моё), но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно…"
Таким образом, всё же правильнее считать "Silentium!" по жанру лирическим стихотворением. В нём явно звучат мысли и чувства лирического героя.
Можно ли считать "Silentium!" – философским произведением? Несомненно, да!
Слово "silentium" переводится с латыни как "молчание", в немецких классических университетах (в частности Мюнхена), с правилами которых Тютчев был знаком не понаслышке, студентов так призывали к порядку. Слово истолковывалось не только как призыв к молчанию, но и как указание на необходимость слушать. Можно интерпретировать название как совет: "Больше слушай, меньше говори!"
Каждый человек - это микрокосмос, его модель вселенной, заповедный мир его души. Внешний мир часто бывает враждебен человеку, поэтому, по мнению поэта, необходимо оберегать свой внутренний мир, хранить его целостность. Эту мысль Тютчев высказывает достаточно безапелляционно, используя повелительное наклонение глагола-рефрена.
А у поэтов есть ещё одна причина, по которой лучше промолчать: "Мысль изреченная есть ложь". Иногда стихи перестают быть свободными от тщеславных помыслов, обычного желания понравится, которое присуще всем людям, в том числе и поэтам.
“Мысль изреченная есть ложь“– быстро стала афоризмом, а также авторским кредо Тютчева - только одиночество помогает творить и сохранять искренность.