В случае порыва у клиента подарить презент, я объясняю, что у нас деловые отношения (как бы на консультациях они не казались дружескими), что мы друг другу уже все дали: я работу, а клиент деньги, и у нас нет нужды нарушать этот баланс. Ведь подарок создает ощущения долга перед дарителем, а в нашей работе это лишнее.
Так же для смягчения отказа я не запрещаю совершить дарение, если человеку это зачем-то нужно, но четко показываю свою позицию, что такой шаг излишен. Так и говорю: "Если вам это зачем-то нужно, то можете подарить...". А дальше разъясняю глубинный смысл подарков и наших отношений.
И обычно люди не настаивают.
Бывали даже случаи, когда человек предлагал больше денег за консультацию, типа, считая, что моя цена слишком низкая.
В любом таком случае имеет место нарушение границы специалиста, и попытка занять покровительную позицию над ним, что, однозначно, повышает риск ухудшения процесса терапии.
Поэтому, думаю, что для соблюдения экологичности, стоит мягко уклоняться от подобных порывов.