Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Самые здоровье люди — это романтики (прежде, чем отвечать, прочтите мой отрывок на эту тему)?

ПсихологияОбщество+2
Пишу только Правду
  ·   · 162

Высокий, худой Вова представил себе низенького, круглого Эс-Эс на другом конце линии. На лысой голове редактора ярко выделялось двойное родимое пятно, которое всегда напоминало Мышкину симметричную кляксу из теста Роршаха...
"Так вот, значит, в чём дело, мой друг Эс-Эс! 

Ну, а вообще, кто же такой здоровый человек? Наверное, так: здоровый — всегда романтик. Он видит кругом отражение себя, своей доброты и правды, приписывает другим собственные мотивы и побуждения, и поэтому плохо разбирается в окружающих. Искренний и спонтанный, он не умеет быть хладнокровным и расчётливым, то есть, эффективным с другими. Он и сам это знает, потому и не общается с чужими, не пытается руководить".

"Получается, — мысленно заключил Вова, — здоровый потому и здоров, что занят только собой".
"Впрочем, — размышлял он дальше, — существует ли истинное психическое здоровье? Ведь манипулируют все! Камень на дороге управляет повозкой, кошка манипулирует хозяином. Ребенок еще и говорить не научился, а уже управляет родителями. Все мы, в какой-то степени, повелеваем друг другом. А тот, кто жалуется на это, на игру без правил, всего лишь хочет, чтобы правила были его. Он тоже стремится управлять, только этого обиженного мало кто слушает, его управление неэффективно. Поэтому и говорят: манипулировать — не стыдно, стыдно делать это плохо!"

Но Мышкин смотрел на вопрос иначе: кошка и младенец — существа инстинктивные, они не ставят перед собой целей. А вот сознательно манипулирующие — они все, в какой-то степени — больны. И выздоровеют только, когда перестанут властвовать друг над другом.

Много веков назад основатели первых культов так же остро ощущали, что человек устроен неправильно. Невозможно примирить разум и чувства. Только что вылепленная эволюцией логика никогда не поладит с миллионы лет властвовавшей над нами животной природой, между ними возможна только вражда. У животного нет проблем (есть лишь ситуации, в которых оно выживает либо умирает, не задумываясь ни над тем, ни над другим). Нет их и у воображаемого Абсолютного Разума, потому, что оба они непротиворечивы. И творцы религий, отталкиваясь от идеи цельности бога, создали этот образ совершенного существа, полноценной личности без инстинктов и психических отклонений: образ человека в раю. Воистину гениальная идея, которая веками утешала два основных класса людей — рабов и хозяев — в горе и несправедливости (потому что хозяин ведь тоже чей-то раб).

Но всегда существовал и третий класс — романтики. Они надеялись изменить себя уже здесь, на земле, собственными силами. Их клеймили за гордое желание стать совершенными без бога, не понимая, что это и есть лучшие люди на земле. Не умеющие обмениваться выгодами, существовать по принципу "всем одного и того же нужно", они воспринимали людей не такими, какие есть, а такими, какими они должны быть: во всём похожими на них, мечтателей!

Видеть во всех отражение себя, своей доброты и правды, приписывать другим свои мотивы и побуждения — это самый глупый и, одновременно, самый правильный способ жить. Глупый потому, что из-за него ты плохо разбираешься в окружающих. А правильный потому, что так ты не вникаешь в нездоровую природу торгашей, управленцев, рабов и хозяев. Ты — высшее существо, ты — романтик!

Здоровый человек занят только собой. Ну и ещё самыми близкими, которые потому и близки, что они — его отражение, его второе "я". И здоровый верит, что в будущем близкими станут все люди без исключения. Станут отражением друг друга. Идеально одинаковыми. Это и будет тот самый рай, о котором столько мечтали. Только не сказочный, а реальный. Рай на земле.

Он скоро наступит, час торжества всех мечтателей! Старая богоманская идея совершенного человека, обитателя рая, чистого разума, лишённого звериных качеств, обрела новую жизнь благодаря надеждам на биопластику психики: нано-человек будущего с вырезанными инстинктами и отключенными старением.

Мышкин был полным атеистом, потому ему так ловко удавалась духовная проза. Но, в отличие от верующего редактора, смотрел на человека с оптимизмом. У Эс-Эс же на все эти рассуждения о техно-библейском будущем имелся только один ответ:

— Не будет такого никогда! И через сто миллионов лет человек останется прежней скотиной: глупой, жадной, жестокой, противоречивой...