Солидарность и сочувствие – это не синонимы. Согласно социологии Эмиля Дюркгейма, "органическая" солидарность, возникающая в результате разделения труда – это связующая индивидов сила, происходящая от осознания ими своей взаимной зависимости друг от друга. При этом речь идет не только о взаимозависимости ради выживания и сохранения порядка, но и об этике сотрудничества ради развития и процветания всего общества, об общих ценностях, моральных и этических нормах. Также речь не идет об уравнивании или единообразии, но о многообразии, взаимодополнении и взаимообмене.
Таким образом, идея высказывать солидарность – это неверная постановка вопроса. Российское общество уже солидарно с французским обществом по причине общих ценностей, истории, культуры, актов сотрудничества и конфронтаций. В этой связи российское общество намного в меньшей степени солидарно с кенийским, йеменским или сомалийским.
Солидарность существует и между составляющими конкретное общество элементами. Низкий уровень такой солидарности – опасное и болезненное явление.
И напротив, общества с высоким уровнем солидарности между индивидами являются более устойчивыми, процветающими, развитыми и открытыми. Именно на такие общества равняются и с такими обществами солидаризируются в большей степени.
Сочувствие – это эмоция сострадания и сопереживания. Вы можете сочувствовать родственнику, соседу, персонажу книги или фильма, герою репортажа или новости. Сочувствие жертвам – это то, что вы можете (или не можете) проявлять публично или не публично, по факту или постфактум, независимо от страны, региона. Но сочувствие тому, с кем солидарен, намного выше.
Именно поэтому весь западный мир солидарный с Францией, не испытывает проблем в выражении сочувствия всеми доступными средствами – от официальных выступлений первых лиц, до подстветки зданий в цвета французского флага и репоста картинок в социальных сетях.
Проблема в том, что через транслируемые соцсетями и СМИ проявления сочувствия французам, мы увидели в очередной раз, что российское общество менее солидарно на уровне составляющих его элементов, чем другие общества (как следствие, мы в меньшей степени склонны выражать сочувствие друг-другу). Это конечно не значит, что мы совершенно не солидарны друг с другом, скорее масштабы солидарности очень невелики. Например жители Санкт-Петербурга вышли на Дворцовую площадь по случаю гибели пассажиров российского боинга, а жители Москвы не смогли выйти на Манежную. Но это не значит, что жители Москвы не испытывали сочувствия по поводу этой трагедии, узнав о ней из новостей.
Результат низкого уровня солидарности между составляющими общество элементами можно рассмотреть через термины психологии. Отсутствие чувства солидарности вызывает чувство страха и недоверия, что порождает формы невротического поведения. Например, возмущение, выраженное в вопросе "чем французы лучше?" или активная демонстрация поддержки французам может являться попыткой возместить дефицит чувства солидарности. Не стоит только забывать, что как в первом, так и во втором случае может иметь место вполне искреннее сочувствие.
Таким образом, ваш вопрос лучше поставить так – почему мы так плохо объединились в выражении сочувствия по случаю крушения боинга, в результате которого погибло так много наших соотечественников (учитывая, что терактом это событие так и не признано)?
От себя добавлю. Чтобы найти ответственного за это, достаточно заглянуть в зеркало. Ответ на этот вопрос мы можем дать себе только сами.
Полностью согласна.
На это все и рассчитано... Наши власти боятся реакции людей на признание,что это теракт. Поэтому и тянут с причинами катастрофы.
В России в прошлом году от пяных водителей погибло 27 000 человек , это официальная ваша статистика , разве упавший самолет это трагедия в сравнении с этим числом ? Получается что 73 человека убивают каждый день изо дня