Действительно, в 859 году в Херсонесе знаменитым византийским просветителем славян Кириллом (в миру Константином) были найдены так называемые "роушско-сурские письмена".
"В Херсоне Константину удалось найти «Евангелие и Псалтирь роусьскыми письмены писана», а также человека, говорившего этим языком. Константин, беседуя с ним, научился этой речи и, на основании бесед разделил письмена на гласные и согласные буквы и с помощью Божией вскоре начал читать и объяснять найденные книги."
Некоторые из современных исследователей отрицают их влияние на появление кириллицы, другие же, напротив, допускают возможность использования в том или ином виде этого письма в создании славянской азбуки. Отождествлять "руськие" с русскими нельзя по причине того, что в то время племена росов или русов и племена славян были разными народами, к тому же Кирилл, как уроженец Солуни, где говорили на южнославянском языке, с детства хорошо знал славянский, и учить его ему не было надобности.
Есть гипотеза, что "сурские письмена" были ошибочно причислены к "руським письменам" переписчиками "Жития святого равноапостольного Кирилла", а на самом деле являлись "письменами сирскими", то есть сирийскими, и были написаны на арамейском языке, на котором говорили жители Сирии, Ирака и Палестины до прихода туда арабов. Впоследствии это словосочетание, по мнению тех, кто придерживается этой точки зрения, могло трансформироваться в "роушские письмена". Но многие учёные считают это мнение несостоятельным хотя бы потому, что Кириллу и до этого была хорошо известна сирийская письменность, и вряд ли он так заострил бы внимание на ней в Крыму. Там недалеко от Херсона в то время жили крымские готы, вполне возможно, что Кирилл как раз обнаружил части Священного Писание на готском.
Споры ведутся и по поводу того, была ли письменность в дохристианской Руси. Есть одна находка, которая говорит о том, что письменность всё же была - это так называемая "гнёздовская надпись" - надпись кириллицей на кувшине крымского производства, который был обнаружен в одном из древних курганов возле села Гнёздово под Смоленском. Этот артефакт датируется никак не позже, чем серединой X века, и это значит, что письменность существовала там до Крещения Руси. Но, как считает филолог Алексей Гипиус, надпись эта вполне может быть не славянской, а греческой, из-за сходства алфавитов это сложно установить. Кувшин мог быть привезён из Причерноморья, и тогда это совсем другая история.
В таких ситуациях всегда есть риск спекуляций по поводу того, что великая древняя русская культура, и в частности письменность, чуть ли не древнее той же греческой или еврейской. Конечно, это не так, хотя есть люди, проповедующие и такое мнение. Вообще, вокруг этой темы много спекуляций, фантазий, выдумок, а так же и вполне научных исследований, но пока никто определёно не смог сказать, письменность какого народа могла стать для Кирилла и Мефодия путеводителем для создания славянской азбуки.