Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Рефлексирует ли российское журналистское сообщество о своем плачевном положении? Какие взгляды распространены среди профессионалов?

ОбществоМедиа и коммуникации+3
Ilia Isachenko
  ·   · 4,2 K

Для начала неплохо бы определиться с терминами. Что такое «журналистское сообщество»? Что понимать под словосочетанием «бедственное положение»? А под глаголом «рефлексирует»?

В 2004-м году, за несколько месяцев до того, как после критики действий спецслужб во время трагедии в Беслане я был отстранен от федерального телеэфира, ко мне подошел стажер, чье профессиональное мировоззрение успело сформироваться за первые годы становления путинской вертикали. Ему поручили сделать сюжет о споре каких-то хозяйствующих субъектов, и он обратился ко мне с просьбой: «Проинструктируйте меня по поводу позиции канала!»

  • В смысле? – поинтересовался я.

  • Ну как… Чью сторону в конфликте поддерживает руководство телекомпании? Я же должен понимать.

  • Зачем? Опросите все стороны конфликта, разберитесь сами и сделайте сюжет.

  • Но ведь это же непрофессионально?! – искренне возмутился паренек.

Так вот, так называемое журналистское сообщество в России еще тогда разделилось на две категории: тех, кто считает непрофессиональным собирать, анализировать и преподносить аудитории информацию без инструкции о позиции начальства, и тех, кто непрофессиональным считает именно такой подход. Проще говоря, на тех, кто зарабатывает на журналистике как на «второй древнейшей профессии» и полагает клиентом начальство (Кремль, главреда, олигарха), и тех, кто работает на общество.

Первые, насколько я понимаю, если и печалятся о «бедственном положении» своего ремесла, то потому лишь, что из-за кризиса, санкций и падения курса рубля зарабатывать в медиа стало сложнее, чем в «жирные нулевые». В остальном же, обложившись кредитами и уверовав в кремлевскую мифологию («суверенная демократия», «Россия в кольце врагов», «а иначе тут и быть не может»), они чувствуют себя вполне комфортно. Исключения, разумеется, есть. Чаще всего это особи тонкой душевной организации, в головах которых годами звучит рефрен «Он знал, что вертится Земля, но у него была семья». Рефлексировать без заметных последствий для трудовых будней им помогают алкоголь, транквилизаторы и, кому повезло, поддержка той самой семьи. Случаются, конечно, драмы, связанные с алкоголизмом, неврозами и преждевременной импотенцией – но в последние годы, по моим наблюдениям, такие рецидивы совсем редки. Кто сломался, сломался еще лет пять назад. Остальные отрастили толстую кожу, а потому выжили.

В декабре 2011-го мое радиообращение к «коллегам» под названием «Выбросьте все свои ТЭФИ!» собрало только на сайте Ъ-fm больше 200-т тысяч лайков и привело к тому, что из госсми уволились десятки рефлексировавших профессионалов. Те, кто остались или пришли туда потом осознанно, давно перестали переживать.

Как перестали тратить энергию на бесполезную рефлексию и большинство тех, кто остался верен себе и профессии. Выбор сделан, эти люди понимают, что в государственных СМИ им ничего не светит, на огромные гонорары давно не рассчитывают и практикуют настоящую журналистику в СМИ нового поколения, прежде всего в интернете. Те, кто помоложе и поздоровее, надеются дожить до смены политического пейзажа и, если позволяет положение, делают все, чтобы сию перспективу приблизить. Те, кто постарше, мечтают ровно о том же либо находят утешение в том, что им не пришлось идти на сделку с совестью. Ну и, разумеется, есть целая категория журналистов, кто сумел найти себя в специализации на не завязанных напрямую на политике материях типа спорта, культуры, психологии, да чего угодно вплоть до проблем ухода за морскими свинками. Идеальный пример прекрасного журналиста, сумевшего сохранить себя в профессии в дремучие застойные и даже новые времена – легенда «Комсомолки», соведущий «В мире животных» Василий Михайлович Песков. Рефлексировал он о «бедственном положении журналистики» в советскую эпоху? Наверное. Но это не мешало ему радовать действительно замечательными материалами миллионы читателей.

«Каждый выбирает для себя – женщину, религию, дорогу, дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя». Поэт Левитанский был прав: главное – выбрать и жить согласно своему выбору. И тогда ни принадлежность сообществу, ни рефлексия, ни бедственное положение профессии не помешают делать свое дело и быть в ладах с самим собой. А это, как известно, дороже любых гонораров и «профессиональных» премий.

Отлично помню ваши последние эфиры на твц, особенно тот где вы подложили советский гимн под какой-то современный... Читать дальше
Исследователь эпохи перемен.  · 30 мая 2017
Полагаю, оно рефлексирует в той степени, в какой оказалась нивелирована Конституция РФ, запрещающая цензуру, давление на СМИ и многое другое. Следовательно, в такой   степени рефлексирует, в какой стоит это делать каждому... Читать далее