Доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН, профессор МФТИ Алексей Владимирович Савватеев утверждает, что атеизм ненаучен по своей природе, так как не существует в науке (в физике, математике, биологии и других) доказательств отсутствия бога. Это не означает, что бог есть. Это означает, что с точки зрения доказательной базы у науки больше свидетельств в пользу существования бога, чем в пользу его отсутствия. С этой точки зрения АТЕИЗМ больше является ВЕРОЙ, чем другие религии. В других религиях представлены доказательства или обоснования некоторых чудес. В атеизме (со слов Савватеева) нет ничего кроме недоказанных утверждений, то есть у него (атеизма) больше оснований для принятия «на веру», чем у других верований.
Вопрос «почему для вас именно это является истиной» с точки зрения науки не имеет смысла. Абсолютная истина в науке не существует, а относительных истин столько, сколько теорий, фактов, проявлений. То, что истинно в одной системе координат, не работает в другой. Например, для большинства людей, которые изучали формулу t = S : v, на земле будет истинным утверждение, что время движения равно расстоянию, делённому на скорость. Для этих же людей будет истинной другая формула, не соответствующая первой, если речь идёт об измерении времени в космосе около сверхмассивных объектов, где время искривляется, и действуют законы Эйнштейна, а не Ньютона. Там уже будет учитываться масса объектов, мимо которых пролетает тот, чье время движения мы замеряем. Согласно положениям современной методологии науки (по которой любой кандидат наук в России сдает экзамен в рамках кандидатского минимума), любая истина относительна (работает там и не работает здесь). Если человек обладает хоть сколько-нибудь естественнонаучным мировоззрением, он не будет считать нечто истинным для всех и навязывать это другим. Если человек обладает агрессивным магическим мышлением / движим сверхценной идеей / является фанатиком, он навязывает нечто в качестве единственной абсолютной истины всем подряд, даже если его истина звучит как «все лошади спят в кровати».
Вера в абсолютную истину или в существование абсолютной истины не связана с религией и / или верой в бога. Она связана с нарушениями познавательной сферы. Примеры абсолютов: ничто (небытие), всё (полнота бытия). В первом случае нет данных для познания. Во втором случае есть все данные, которые не являются «одной истиной», они являются «бесконечной чередой истин».
Существует ли бог? «Всё, что можно представить, существует» (вроде кому-то из античных философов изначальное авторство приписывают). Доказательства и обоснования данного тезиса представлены в различных источниках (христианские и индуистские, философские и математические трактаты и тексты и другие), которые являются авторитетными и для религиозных, и для нерелигиозных людей:
- «Так совершенны все небо и земля и все воинство их» — Книга Бытия 2:1 (совершенны не в значении «идеальны» / «прекрасны», а в значении «ЗАвершены», «созданы», «существуют»);
- «Творение – лишь зримое отображение того, что уже существует» — Шримад Бхагаватам, Священная книга индуизма;
- Принцип полноты: «Никакая подлинная потенциальность бытия не может остаться неосуществленной, размах и изобилие творения своим величием должны быть равны возможности существования» — Артур Лавджой «Великая цепь бытия»,
- «Атомы и элементарные частицы сами по себе не относятся к реальности; они скорее образуют мир потенциальных возможностей, нежели мир предметов и фактов» — квантовый механик, нобелевский лауреат Вернер Гейзенберг,
- «Мыслимость влечет за собой возможность» — «Модальный рационализм», Дэвид Чалмерс,
- «Воображаемость является надежным критерием возможности», логическое доказательство У. Д. Харта, 1994,
В противовес принципу бережливости Оккама («не умножайте сущее без необходимости») с принципом полноты выступали Лейбниц, Кант и другие философы.
Есть мифическая (философская, религиозная) «абсолютная истина». Нечто принципиально непознаваемое. С точки зрения математики она непознаваема не потому, что «вещь в себе», или «человеческий разум не дорос», а потому что в ней ничего не содержится дл познания или содержится слишком много. Она включает в себя ВСЁ или НИЧЕГО. Существуют теории, где «всё = ничего», «0 = ∞», «Отдаленное будущее — это отдаленное прошлое».
ВСЁ (все возможные существующие истины) означает, что в полный список истин попадает любая относительная (частичная) истина. В данном случае под частичной (относительной) истиной можно понимать любое проявление мыслимой и / или воплощенной реальности, любой факт. Ложь — тоже одно из фактических проявлений реальности. Отрицать, что люди лгут, что лжи не существует — глупо. Следовательно, любая конкретная ложь — одна из «относительных истин».
Интересно, что в спорах о принципиальной возможности свободы воли человека существует парадокс об отсутствии свободы воли у бога. Если бог включает в себя всё (все проявления), он не может выйти за пределы всего, то есть ограничен набором всех проявлений, то есть нет у него свободы воли. У бога нет выбора, так как он не может выйти за пределы «всего», он сам является «всем».
Разница между мыслимой и воплощенной реальностью также относительна и условна (как условна любая истина). Для меня кирпичная стена — воплощенный материальный объект. Для субатомной частицы стены не существует, она беспрепятственно может проникать сквозь. Материальность предметов обеспечивается лишь соответствующим диапазоном восприятий. То, что для человеческого глаза — свет, для другого существа — звук. Вероятно, для кого-то свет — то же, что для человека кирпичная стена («твёрдое» материальное препятствие на пути).
Идея о том, что «все воображаемое является существующим» приводит к простому выводу: имеет смысл верить во всех (любых) богов, когда-либо существовавших (воображаемых).
Верить в какого-то одного бога, отвергая других богов — ненаучно. Это значит принимать конкретную (частичную, ограниченную) истину за всеобщую. Верить в отсутствие бога, полагать атеизм истинным — ненаучно. Нет научных доказательств.
Теорема о неполноте Гёделя («Теорема доказательства бога») показывает, что любая система или непротиворечива и неполна, или полна, но противоречива. На основании этой теоремы Вассерман доказывает, что бога нет, а Савватеев на основании этой же теоремы показывает, что бог — есть.
Во что верить? В то, что целесообразно. В то, что соответствует целям. Так проще жить. Легче и продуктивнее. Во времена полной беспомощности помогает вера в бога. Во времена относительного всемогущества помогает вера в себя (соратников, последователей). Во времена пресыщения помогает вера в очищение, расхламление, аскезу. Во времена голода и дефицита помогает вера в изобилие.
Можно верить «наоборот». Верить в жалость и быть жестоким. Верить в слабость и применять силу. Если у человека «натура противоречивая», для него может быть важно верить в парадоксы и исключения из правил. Верить в то, что противоречит целям, сложнее, но так жить «вкуснее», интереснее. «Через тернии к звёздам». Бунтари, экстремисты, радикалы, которые «прут против себя», живут меньше, но ярче. Хотя это тоже можно назвать «целесообразной верой», если цель — протест, саморазрушение.
Судя по количеству последователей различных теорий заговоров и мистификаций, большое количество людей испытывает потребность верить в тайны, непознанное, несуществующее, абсурдное.
Тертуллиану приписывают фразу Credo quia absurdum («Верую, ибо абсурдно» / «Верю, потому что это противно разуму». В оригинале было по-другому («Он погребён и воскрес; это достоверно (несомненно), потому что невозможно»)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Верую,_ибо_абсурдно. Толковать веру в абсурд можно, например, так:
то, что нельзя доказать логически, требуется принимать на веру. Почему бы этими недоказанными ни были бы идеи существования и отсутствия бога? Очевидно же, что для одних людей бог существует, для других людей бога не существует. И то, и другое доказать затруднительно. Почему бы эти идеи («бог есть» / «бога нет») не могли бы быть равновеликими и существовать одновременно? Если в соседнем селе есть староста, это не означает, что он должен быть и в нашем селе.
Бог для большинства людей — идея, наполненная неким содержанием. Точнее, совокупность идей. Люди наполняют бога тем содержанием, которое им недоступно (но хотелось бы (рай) или не хотелось бы (ад)) или в порядке отождествления приписывают богу свои качества (себе божественные качества). Это всегда ограниченный набор, ограниченное содержание. В это ограниченное содержание помимо идей творения (созидания) и разрушения (хаоса), бытия и небытия, жизни и смерти часто входят такие «приземленные» вещи, как еда и секс. Ритуальные совокупления, жертвоприношения и прочие интересные вещи являются основой многих культов. Помимо «генеральных богов» (творцов / разрушителей всего сущего) есть узкоспециализированные боги, которые отвечают за что-то конкретное, оказывают покровительство кому-то особенному. Строго говоря, нет большой разницы между поклонением алкоголю и поклонением богу виноделия Дионису.
Собственно, идея / совет «во что верить» не имеет смысла, потому что человек верит в то, во что ему верится. Он что-то некритично (мимо ума, логики, критики) воспринял и усвоил (интроецировал). Тот, кто верит в бога, не воспримет идею атеизма даже с доказательствами. Тот, кто верит в атеизм, не воспримет идею существования бога даже с доказательствами. Тем и абсурдна вера, что она противостоит логике, критике. Она проникает сквозь стену логических убеждений, разумных доводов, как субатомная частица сквозь кирпич.
«Что бы вы хотели сказать тем, кто НЕ разделяет вашу веру / неверие?» — «Будьте здоровы» хотела бы я сказать всем разделяющим и неразделяющим. Или «будьте нездоровы, если таково ваше желание».
Тем, кто не разделяет потенциальную возможность или реальное существование всех или некоторых мыслимых богов, потому что никогда не задумывался об этом, предложила бы почитать разные источники, потому что это интересно. Не обязательно религиозные. Космогонические мифы в компьютерных играх (например, игра «Elder Scrolls») и литературных произведениях (например, миры Шаданакары Даниила Андреева в «Розе Мира») потрясающе красивы. Якутский героический эпос Олонхо или Мировое дерево в германо-скандинавской мифологии с девятью мирами (Альвхейм, Асгард, Хельхейм, Йотунхейм, Мидгард, Муспельхейм, Нифльхейм, Свартальвхейм, Ванахейм), борьба Спенты и Ангры в зороастризме, тоже необыкновенны, но космогонии компьютерных миров адаптированы под современный взыскательный вкус. Хорошо описаны и прорисованы. Также рекомендую книгу «Колыбель для кошки» Курта Воннегута. С удовольствием исповедовала бы описанный в книге БОКОНИЗМ.
Воинствующим атеистам, научным и религиозным террористам и прочим носителям сверхценных идей, отвергающим всё кроме того, во что верят именно они, посоветовала бы чаще смотреть в зеркало. Возможно рано или поздно они там увидят того, против кого выступают.