Чаще всего при анализе ассортимента розничные сети и производители используют ABC-анализ, в том числе сравнивая собственный ассортимент и продажи с показателями групп по каналу/рынку. Есть ли какие-нибудь иные механики, которыми вы пользуетесь для разработки оптимальной продуктовой матрицы?
Пользовались XYZ-анализом ассортиментной матрицы: распределение товаров по трём группам на основе колебаний их продаж за прошлые периоды.
Выбираем объект - товарную категорию, группу или подгруппу, номенклатурную единицу - можно даже клиентов взять, особенно если опт.
Определяем параметры - объёмы продаж (можно брать как в стоимостном, так и в натуральном выражении) или валовая выручка.
Рассчитываем коэффициент вариации (КВ) : среднеквадратическое отклонение по отношению к среднеарифметическому значению.
Распределяем: группа Х - наиболее устойчивые объёмы продаж (КВ от 0 до 10%), группа Y (КВ от 10% до 30%) - прогнозируемая изменчивость показателя, группа Z (КВ больше 30%) - случайный спрос.
Хорошо работает в сочетании с АВС-анализом при совмещении. Получается более полная картина.
Есть ещё классическая матрица Ансоффа "продукт-рынок", тоже весьма полезная для понимания штука, если составить грамотно.