Сейчас я всё наболевшее выскажу))) В общем-то, если говорить коротко, то это некомпетентность. Вот так вот незамысловато, банально. Я буду говорить о известных мне лично вещах, но, по большому счёту, эти проблемы характерны для всего постсоветского пространства.
Проблема смены поколений. У нас полно кадров, что помнят ещё Сталина и Хрущёва, которые уже не способны практически ни чему научить молодёжь, и сами ничего не могут. Такие люди имеют устаревшее представление не только об образовательном процессе, а о жизни вообще. Человек, во многом, формируется в молодости и зрелости, и большинство уже к 30-40 годам полностью состоявшиеся личности со взглядами, которые уже не будут подлежать пересмотру. Проще говоря, если вас учит профессор лет 60-70, то он учит вас тому, что он узнал к 40 годам, т.е. на 20-30 лет устаревшей информации. И свои методы он не изменит ни за что, более того, будет учить уму разуму всех, кто его моложе, ведь он уже старейшина и знает всё лучше других. К этому ещё и прикладываются возрастные изменения, попросту болезни, что ухудшают когнитивные способности человека. Считается неправильным применять возрастной ценз к умственной деятельности, но я воочию наблюдаю, что не менее глупо оставлять всех пенсионеров без разбору. Из 10 таких людей двоих оставить целесообразно, а остальным пора бы уже на заслуженный отдых, пора бы и честь знать. Но нет. Так у нас дела не делаются. Никто по своей воле не уходит, такие у нас люди. Уж простите, но больше половины преподавателей заканчивают свою трудовую деятельность со смертью, находясь на грани недееспособности. А в университете их держат исключительно из-за статуса. Для кафедры и факультета каждый профессор - это плюсик в рейтинг крутости, к тому же есть полно доп. преимуществ, опять же завязанных на статусе звания "профессор" - проще опубликовать статьи, выиграть гранты на исследования и т.д. Многие профессоры выполняют сугубо представительские функции, а бывает, что и того меньше. А как же, скажете вы, за границей - там тоже много возрастных преподавателей и учёных? Во-первых, не так много, как вы думаете. Во-вторых, там несколько иная ситуация. У нас, к сожалению, как не было, так и нет пропаганды личностного развития человека в течение всей жизни, а уж тем более нет осознания надобности такого процесса у каждого человека в отдельности, будь от хоть трижды доктором наук. Это печально. Это вот возвращаясь к тому, что у нас в порядке вещей в 30-40 лет уже больше ничего не хотеть от этой жизни и идти по накатанной. Никто не стремится получать новые знания, новые навыки, дабы передавать их молодому поколению. Я вам скажу, что даже преподаватели лет 35-40 плохо ладят с современными технологиями, вообще не следят за новостями науки, и нередко опираются на учебники ещё советских времён. Из этого напрямую вытекает пункт № 2.
Халатное отношение к своим должностным обязанностям. Если возрастные кадры уже не могут что-то изменить, то молодые - просто не хотят. Вот так вот. Я был неприятно удивлён, когда впервые столкнулся с тем, что для многих профессия преподавателя значит не больше, чем продавца картошки на базаре. Главное - стабильный заработок и поменьше напрягов. Все эти пафосные речи о работе преподавателя как призвании - они о ком-то конкретном, но не о о системе в целом. Девять из 10 относятся к этому, как к любой другой профессии - я работаю, потому что мне за это платят. Большинство лишь делает видимость, что их заботит идея кого-то чему-то научить. Если в школе ещё как-то подсознательно срабатывает инстинкт, что ты своими руками можешь определить судьбу ребёнка, то в вузе студенты уже взрослые и отношение к ним у многих нейтрально-пофигистическое. Почему так? Отчасти потому, что у нас в вузах много случайных людей - кто-то выбил место себе с помощью связей, а кто-то просто не смог найти место получше, и от нехватки энтузиазма и воображения, не смог придумать ничего лучше, чем остаться после магистратуры в своём вузе. Не забывайте, про преподавателей, что состоялись как личности в 90-х годах - с того времени вышли сплошь бездари и коррупционеры. Такие сферы как политика или образование очень удобны для того, чтобы создавать видимость работы, чем многие успешно пользуются.
Вот и скажите - какого качества специалист выйдет после обучения такими вот преподавателями из числа пенсионеров, пофигистов и коррупционеров, что разбавлены единичными случаями по-настоящему талантливых кадров? Получается так, что система даже поощряет видимость работы, чем её реальное выполнение, что те, для кого быть преподавателем - призвание, в меньшинстве и тратят львиную долю своих сил на посторонние вещи, на борьбу с ветряными мельницами в виде бюрократии и некомпетентность их коллег и начальства (ох уж это начальство). Отсюда в том числе и такой парадокс, то вузы умудряются портить даже тех, кто изначально хотел развиваться. За 5-10 лет обучения вы насмотритесь на всю эту прогнившую систему и, либо плюнете на всё это и уйдёте в другую сферу, либо будете поступать также, как и другие, просто поплывёте по течению. Это самый худший вариант, когда молодёжь, вместо того, что бы нести изменения, способствовать прогрессу, уподобляется предыдущему поколению, используя их методы, что изжили себя. Их же этому учили, правильно? Так чего же ещё ожидать?
Не принижая того опыта, что мне дал вуз, высшее образование в целом, я полностью отдаю себе отчёт в том, что себя я сделал сам, в чём мне помогли буквально несколько преподавателей из всего множества, что у меня было. Остальные, скорее мешали моему прогрессу, чем способствовали. Практически всё держалось на моей личной инициативе к совершенствованию своих навыков и знаний. Так что наша система образования - это реквием по мечте быть квалифицированным специалистом. Очень многое даётся на откуп лично вам, остальное вы уже оттачиваете на конкретном месте работы.