К Священному Писанию нельзя подходить как к обычным книгам, читая так, как будто все написано в буквальном смысле. Этим грешат секты, вроде лжесвидетелей.
В отношении к тому, что происходит после смерти, ветхий завет уступает в точности описания Новому. Но тем не менее, даже в ветхом завете есть прямые свидетельства того, что посмертная участь человеческой души - иная по сравнению с телом:
Еккл.12:7 И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его.
3Цар. 17:21–22 Илия воззвал: Господи, Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил.
Смерть не убивает душу:
Если внешний наш человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется… Видимое временно, а невидимое вечно (2Кор. 4:16, 18).
Дух Самуила Саулу: Господь сделает то, что говорил через меня… завтра ты и сыны твои будете со мною (1Цар. 28:14–19).
Не Бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10:28).
Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас (Флп. 1:21–23).
Какое же приобретение человеку – спать до воскресения? Желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа (2Кор. 5:8).
Сознание после смерти:
Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20:38). Если умершие живы только у Бога в памяти, то Он – Бог мёртвых!
И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие об исходе в Иерусалим (Мф. 17:3; Лк. 9:31). Души убиенных возопили… громким голосом… И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время (Откр. 6:11).
Тело – жилище души:
Пётр о своей смерти: скоро должен оставить храмину мою (2Пет.1:14; Ис. 38:12; 2Кор. 5:1–2). Люди обитают в храминах из брения (Иов. 4:1, Зах. 12:1).
Проповедь духам:
Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал… для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом (1Пет. 3:19, 4:6; Еф. 4:9). Душа Христа не умерла, а Он по человечеству подобен нам (Флп. 2:6–7). Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковые и небесные (1Кор. 15:48). Небесные праведники – торжествующий собор! (Евр. 12:22–23).
Мёртвые ничего не знают… в могиле… нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости (
Еккл. 9:5, 10). Дается взгляд с точки зрения «живущего под солнцем».
Нет им воздаяния (ст. 5), т.е. здесь, на земле. Речь только о земном взгляде на смерть. А сам Екклесиаст верит в суд:
ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо (
Еккл. 12:14). «Делай, пока жив» – вот основная мысль, которую здесь подчеркнул Екклесиаст. Однако, возводя мысль от земного к небесному, Екклесиаст говорит:
отходит человек в вечный дом свой… и возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его (
Еккл. 12:5, 7).