Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Противоречит ли принципам либерализма запрет литературы радикальных политических течений?

ПолитологияПолитика
Александр Ковач
  ·   · 5,3 K
Бродячий наставник общества  · 19 июл 2021

Здесь есть такая интересная коллизия.

Либерализм - это теория свободы человека. И либерализм, "вырванный из контекста", говорит о том, что свобода человека - главная ценность. Человек имеет право на свободу слова, свободу перемещения и т.п. Но идеи либерализма, заложенные французскими просветителями, исходят из идеи величия человека, его разумности и образованности. Действительно, если мы имеем общество, состоящее из 146 миллионов умных людей, из которых никому не придет в голову сесть пьяным за руль, лечить ОРВИ антибиотиками или усомниться в шарообразности Земли, просто незачем вводить ограничения. Но у таких разумных и психологически устойчивых людей просто не возникнет идеи радикальных политических течений. Если мы имеем не униженных мировой войной немцев, а общество спокойных самодостаточных людей, то нацизм, фашизм, идея золотого миллиарда просто не пройдут.

Но все понимают, что перед нами абстракция. В таком чистом виде либерализма не существует просто в силу несоответствия реальных людей этой абстрактной модели. А значит, приходится вводить в либерализм подпорку "свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека". И кроме того, возникает необходимость в государстве, аппарате принуждения тех, кто ведет антиобщественную жизнь. Либерализм вынужден искать границы свободы, ведь иначе получается "свобода маньяка убивать и насиловать", "свобода людей выбирать диктатуру" и тому подобные парадоксы". И здесь либерализм создал догмат самозащиты - идею противодействия государству.  В итоге либерализм начал запрещать любые слова и действия, которые заставляют сомневаться в правильности идеи либерализма. Отсюда и возник вопрос.

А ответ на него - да, противоречит. Либерализм обязан принимать ВСЕ свободы. Но общество в реальности не может быть на 100% либеральным в силу несоответствия людей модельке, и потому либерализм попадает под значительный ряд ограничений. И важно, чтобы либералы понимали смысл этих ограничений и не боролись с теми ограничениями, которые реально полезны для общества.

Филолог, литературовед, преподаватель языков, поли...  · 4 мая 2021
Либеральная философия основана на принципе полной свободы слова и мнения, но до тех пор, пока это мнение не ставит под удар саму свободу мнения. Проше говоря: у Вас есть право критиковать власть, у Вас есть право быть... Читать далее
Мой телеграм-канал о литературе. Перейти на t.me/smertavtora
То есть если большинство людей на демократических выборах решит голосовать за диктатуру, то это будет не... Читать дальше
Короткий ответ состоит в том, что, безусловно, противоречит. Особенно теоретическому либерализму, ориентированному на идею минимального государства или "ночного сторожа" (функции которого сводятся лишь к обеспечению... Читать далее
Аспирант соцфака ЕУСПб, делаю подкаст про исследов...  · 13 авг 2016
Одной из важных составляющих либерального общества является развитая культура толерантности. То есть быть терпимыми к различным культурам, традициям, образам жизни, внешним отличиям и людям в общественном транспорте. При этом... Читать далее
То есть толерантность - это нетерпимость нетерпимости? Еще один вопрос. Если я говорю, что геев мало, и поэтому... Читать дальше
Образование: политология, экономика, право Работа:...  · 21 апр 2015

Вы задали, пожалуй, один из главных вопросов современного либерализма: нужно ли либерально относится к не-либеральным идеям. Теория склоняется, что нужно, но практика, особенно, в американской академической среде говорит, что нет