Проблема начинается уже в том, что люди склонны называть "классическим" всё подряд исходя из чисто риторических соображений. Если же взглянуть на собственно искусство классической античности, духовные ценности получаются так себе.
Относится ли к духовным ценностям, например, обожествление императоров? Что насчёт обожествления коней императоров? Жертвоприношения вроде как по духовной части, но я так понимаю, мы их тоже пропустим? Идолы Гермы с торчащими пенисами — достаточно духовные, или как?
Но я понимаю, наверное имеется в виду христианская культура. И по-видимому не Средневековая. И не позже промышленной революции, поскольку неоклассицизм 19-го века имеет к античности только стилистическое отношение.
То есть, остаётся... триста лет от Возрождения в 16-м веке и до 1790-х, причём весь этот период уже относят к переходному раннему новому времени. И полвека из него приходится на рококо. И большинство станковых работ всего этого периода будет относиться к светским заказам, а список церковных будет забит реликвариями мощей.
Стоп, нет, серебро для реликвариев — из испанских рабовладельческих шахт в Новом Свете. Проблема с искусством и духовными ценностями часто осложняется особенностями материальной культуры, не замечали?
Но окей, я знаю, может быть имеется в виду русская классика 19-го века. Да, в национальном собрании хватает эксплицитно духовных работ — но какие духовные вопросы решают туркестанские переулки Верещагина и корабельные леса Шишкина? Количественное большинство русской классики это светские работы с редким эпизодическим подворотом в социальную критику — в свою очередь всенародно любимые и сейчас.
И так далее. Иными словами, любая связка классики и духовности неизбежно базируется на ошибке отбора.
Потому что если брать искусство любого периода и рассматривать его на предмет духовного содержания — и отдельно духовного содержания, имеющего хотя бы минимальное отношение к современности — картина получается сложная. Неоднозначная. Не позволяющая судить, в какой степени в принципе можно соотносить культуры тогда и сейчас.
И к слову, современные попытки подделаться под классическую античность выглядят довольно сомнительно: сталинский ампир, нацистская одержимость Римской преемственностью, чудовищная пошлость неоклассических элементов на деньгах и дипломах, et cetera.
Действительно, такое искусство не в топе. С чего бы это.