В вашем вопросе содержатся одновременно два вопроса, которые при этом не взаимоисключают друг друга.
Правда ли, что врачи бывабт в сговоре с аптеками? Да, правда, бывают.
Правда ли, что дорогие лекарства лучше дешёвых аналогов? Да, правда, как правило лучше.
Сначала открою неприятную правду о наших внутренних процессах. Есть такие люди: медицинские и фармацевтические представители. Они посещают врачей, или аптеки, или то и другое сразу — и рассказывают о том, почему препараты их фирмы лучше всех. По закону они должны только донести информацию об эффективности и безопасности, показать соответствующие исследования и уйти восвояси — и они не имеют права приплачивать за продвижение своих товаров, стимулировать врачей и аптекарей мероприятиями, ресторанами, тортиками — взятками. Однако по факту дела обстоят несколько иначе.
Фактически заключаются негласные (!) трёхсторонние договоры между производителем, врачом и конкретной аптекой, по которым врач должен выписать конкретный препарат и направить в конкретную аптеку, которая его закупает — в награду долю от продаж аптекм получает врач, а аптека является монополистом по данному препарату в городе.
Кроме того, производители могут поставлять товар в обход оптовика (что тоже не совсем законно), таким образом избегая дополнительной наценки и позволяя аптеке, которая будет продавать товар по той же цене, что и все, зарабатывать при этом больше, так как её издержки будут ниже.
Всё это, конечно, перераспределяет структуру продаж в пользу тогг или иного бренда.
Однако это происходит тогда и только тогда, когда препарат не обладает реальными преимуществами. Это актуально для всяких иммуномодуляторов, ряда противовирусных, гомеопатии, многих витаминных средств, хондропротекторов и средств для похудения. Всё это либо имеет слабую или сомнительную доказательную базу, или не имеет вообще.
Если же врач и аптекарь видят качественное рандомизированное двойное слепое плацебо-контролируемое исследование с адекватной статистической обработкой, то они без дополнительного стимулирования и без зазрений совести назначат и отпустят такой лекарственный препарат — действительно эффективный и безопасный. Потому что деньги любят все, но и совесть есть у большинства, и мы заботимся о благополучит своих клиентов и пациентов не меньше, чем о собственном.
Ещё врачам могут давать бесплатные образцы лекарств для бесплатной выдачи их пациентам. Если врач увидит результат от лекарства, точно будет выписывать именно его. Почему бы и нет.
Теперь в очередной раз поговорим о дорогих и дешёвых лекарствах. Есть два случая:
1. Есть дорогой оригинал и дешёвый синоним с тем же действующим веществом.
2. Есть дорогой препарат и дешёвый аналог с другим действующим веществом.
Во втором случае всё просто: более современные молекулы имеют лучший эффект, у более старых молекул есть р
опасные побочки, поэтому мы выбираем дорогие и современные, но эффективные и безопасные.
Например, анальгин (метамизол натрия) крайне негативно сказывается на крови, поэтому зарубежом его вообще запретили, а у нас стараются заменять на ибупрофен (при температуре), кеторол (при костной боли), парацетамол (при головной боли). дротаверин (при спастической боли внутренних органов) или нимесулид (при воспалительной боли). Однако кеторол негативно сказывается на желудке, парацетамол на печени, а нимесулид на сердце, поэтому теперь их заменяют на ацеклофенак. Или возьмём омепразол — у него выявили риск развития злокачественных новообразований желудка и переходят на эзомепразол, пантопразол, рабепразол. И так далее. Фармакология совершенствуется и мы переходим от худшего к лучшему, но лучшее всегда оказывается дороже. Однако вы согласитесь, что этот процесс происходит не только в здравоохранении, но и во всех сферах: более современный телевизор с лучшей картинкой или компьютер с лучшей производительностью тоже дороже старых — иногда на порядок.
Но что если препарат с одним и тем же веществом стоит 10, 100 и 1000 рублей? Это обман? Сговор? Нет, это не обман и не сговор, а следствие производственных процессов.
Во-первых, производство может быть или не быть по междунарожным требованиям GMP, соответствие которым гарантирует качество прерарата, но подтверждение соответствия которым стоит немалых денег.
Во-вторых, даже безотносительно GMP, согласно российским требованиям к воспроизведённым лекарственным препаратам, для их регистрации им достаточно воспроизводить оригинал не на 100, а всего лишь на 80 %. А в этих 20 % разницы скрываются полнота, длительность и стабильность эффекта.
В-третьих, одно и то же действующее вещество может происходить из разных субстанций разного производства. Так, в среднем индийские субстанции менее качественные, чем европейские или американские.
Наконец, при равенстве действующих веществ разные вспомогательные вещества или их комбинации по-разному влияют на полноту и сроки высвобождения лекарства, а значит и на его биодоступность.
Обеспечить более качественные эффекты, использовать лучшие субстанции действующих и вспомогательных веществ — это дороже, чем положить болт на производство и делать тяп-ляп за пять копеек.
Так что да, более дорогие лекарства как правило эффективнее и безопаснее своих аналогов, и зарубежные бренды характеризуются более тщательным и бережным отношением к своему производству. И да, в большинстве случаев, если вы получаете назначение на дорогостоящие лекарственные препараты, это происходит не в результате сговора, а по соображениям эффективности и безопасности.
А как проверить, что препарат эффективный, при этом не вдаваясь в детали исследований?
1. Открыть онлайн-справочник Видаль,
2. Найти в нём ваш препарат,
3. Открыть фармакологическое действие.
Если там указаны конкретные мезанизмы (вам не нужно понимать их, главное увидеть, что там не вода, а конкретика), значит наиболее вероятно у него есть подтверждённый исследованиями эффект. Но лучше, если вы спросите у своего врача, у аптекаря в аптеке и у нас здесь.
Будьте здоровы и критично относитесь ко всей получаемой информации.
очень подробный разбор!
Какии сволочи чтоб их Бог наказал