Добрый день, уважаемые медработники! Меня зовут Олег и я нахожусь в активном поиске своей медицинской специальности. Выбрал судьбу анестезиолога-реаниматолога реанимационной бригады скорой помощи. Один мой знакомый (бывший АиР реанимационной бригады СМП) сказал, что реаниматологам и врачам СМП, скорее, свойственно действовать по шаблонам и алгоритмам, чем принимать новые решения, разрабатывать методы лечения и проявлять индивидуальный подход. Это немного растроило меня, ведь шаблоны иногда просто не могут быть применены ко всем... Правда, работал он 10-15 лет назад. Хотелось бы узнать, верно ли это утверждение в нынешних реалиях отделения интенсивной терапии? Спасибо.
Вообще вся медицина построена на стандартах. Более того, в европейском мире с середины XX века все дела построены на стандартах.
Стандарты — это важно. Важно, чтобы болтик из Китая подходил к отверстию в ингаляторе из Японии идеально. Важно, чтобы анализ чистоты лекарственной субстанции в Индии и в Германии имел равные погрешности. Важно, чтобы диагноз, поставленный вчера в Омске, совпал с диагнозом, который поставят завтра в Вашингтоне. Важно, потому что иначе появляются колоссальные издержки. И о чем более ответственном деле мы говорим, тем более опасны могут быть эти издержки.
Ладно если бизнес-процессы в представительствах фирмы по производству принтеров в Токио и в Будапеште будут настроены по-разному. Может быть, сгорит пара принтеров, а может быть, просто цена изменится. И совсем другое дело, если врач начнёт фантазировать, как ему транспортировать донорское сердце.
Поэтому существуют стандарты лечения. У пациента такие-то симптомы — значит у него такая-то болезнь. Симптомы выражены с данной количественной силой, значит эта болезнь в такой-то стадии. Болезнь в этой стадии, значит лечим тем-то и тем-то с уровнями доказательности A. Не помогает — значит комбинируем или опускаемся на уровень доказательности B. И так далее.
Особенно это важно в острых жизнеугрожающих состояниях, из которых и состоит практика врача СМП и врача-реаниматолога. Им бывает просто некогда думать, как поступить — гораздо легче, если ты наизусть знаешь, как поступать.
Вы спрашиваете об этом в такой манере, будто на все случаи один алгоритм, от которого невозможно отступиться. Но этот алгоритм подразумевает множество ситуативных выборов, покрывающих большинство более или менее распространённых ситуаций. Если же врачу попалось что-то диковинное, то тут он, конечно, вынужден думать сам.
Более того, вы пишете так, будто участковый врач-терапевт, или ортопед, или стоматолог, или клдшник работают не по алгоритмам, а «думают сами». Конечно они работают по алгоритмам. А иначе их региональный фонд ОМС сожрёт, или руководство, или сами пациенты. Все ждут от любого врача строгости, и строгости прежде всего по отношению к собственной работе.
Стандарты и алгоритмы — это хорошо. Их существование — это та причина, по которой тест на беременность одинаково точно сработает в США и в Нигерии. Это та причина, по которой, пойдя ко врачу в бюджетную поликлинику в Норильске или в частную клинику в Москве, вы в итоге получите приблизительно один результат (по крайней мере диагноз и лист назначений совпадут в большинстве случаев).
Задача врача — провести правильную диагностику, и это самое сложное звено в цепи лечения. А дальше можно просто следовать алгоритму на конкретный диагноз. Это сокращает время на додумывание, а значит пациент получит помощь раньше, а значит врач раньше успеет помочь следующему пациенту, и так далее.
Алгоритмы не только упрощают работу, но и спасают жизни.