Мем - это модное слово, указывающее на некую малую, вызывающую общественный интерес информационную единицу. Сами эти информационные единицы в форме анекдотов, карикатур, афоризмов, слухов, сплетен, цитат, поговорок, пословиц, сентенций, апофегм, лозунгов и т.д. существовали испокон веков. В литературном плане мемы не представляют собой ничего уникального. Визуальные мемы несколько отличаются от предшественников (карикатур, миниатюр, лубка, граффити), так как выполнены с использованием средств графического редактирования. Очевидное уникальное свойство мема - его сетевая природа. Мем передается в формате Р2Р по сети (от пользователя к пользователю) и быстро охватывает большие группы. Но опять же аналогичным образом работали, например, листовки.
Таким образом, мем - это всего лишь слово, которое нравится молодежи и используется ей для самоопределения. В условиях некоторого дефицита выразительных средств молодежной субкультуры (нынешнее поколение студентов и старших школьников практически лишено способов самовыражения, в отличие, например, от тедди-боев 50-х, или гризеров 60-х) поколение Z занялось лингвистическими упражнениями. Сетевое коллекционирование "мемасиков", наряду с рэппингом и стендапами - из этой серии. Увлечение эпидейктическими языковыми формами стало средством развлечения, идентификацией "понимающих", и просто маркером времени.
Как вы понимаете, троцкист Ги Дебор здесь не при делах.