В конце прошлого года Госдума приняла в первом чтении поправки к закону об образовании. Если данные поправки будут приняты, образовательные учреждения должны будут согласовывать договоры с иностранными организациями в Министерстве просвещения и Министерстве науки и высшего образования. А для того, чтобы осуществлять просветительскую деятельность, скорее всего, необходимо будет получить лицензию (порядок пока не определен). Астрофизик Сергей Попов (доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга, Профессор РАН) запустил петицию против поправок. Ссылка на законопроект https://sozd.duma.gov.ru/bill/1057895-7#bh_histras. Ссылка на петицию против данных поправок https://www.change.org/p/государственная-дума-рф-против-поправок-о-просветительской-деятельности-1e6d7a97-a61a-49b9-a7a7-80da49172ccf?use_react=false.
На мою деятельность, как и на деятельность всех популяризаторов науки, он повлияет самым губительным образом.
Пока активно утверждается, что популяризаторы науки зря переполошились, что они критикуют того, чего нет, что их никто не заставит ничего согласовывать. Но авторы законопроекта могли бы легко опровергнуть всю критику, просто "выкатив" проект постановления правительства или введя все ключевые положения в закон. Вместо этого – пустая рамка юридически крайне безграмотного закона и крайне идеологизированная риторика авторов позволяют предположить, что проводится идея о фактическом введении цензуры популяризации. Уже практически в открытую говорится, что законопроект не будет направлен против популяризаторов, продвигающих патриотизм и "правильные" ценности. А с не продвигающими что делать? Очень опасная для просветительства ситуация.
Если наши проекты, лекции и публикации придётся с кем-то согласовывать или получать лицензии, для нас это будет фатально. Многие из нас закроются из-за избыточной бюрократической нагрузки, многие – не захотят существовать в новой реальности, когда от них в нагрузку к рассказам о биологии или об истории начнут требовать пропаганду "правильных" ценностей. Именно поэтому многие популяризаторы, в том числе я, подписали декларацию, в которой пообещали не подчиняться новому закону, если его нормы будут нарушать статью 29 Конституции РФ. В таком случае мы будем вести просветительскую деятельность, как вели, не согласовывая ни с кем. То есть фактически пригрозили кампанией гражданского неповиновения.
Но даже в этом случае влияние законопроекта может оказаться крайне негативным: такой протест в современных реалиях может привести к блокировкам просветительских сайтов, многотысячным штрафам и даже угрозе потери работы. Могут быть и перспективы хуже – и все мы, авторы декларации, к этому морально готовы. Мы будем стараться спасти свободное просветительство, но не факт, что это у нас получится.
Пока судьба поправок не решена окончательно, мы пытаемся добиваться их отмены или смягчения другими средствами, не столь крайними. В дополнение к уже упомянутой автором вопроса петиции появилась петиция на официальной платформе "Российская общественная инициатива", под которой мы с удвоенной силой собираем подписи. Принятие самого закона, по признанию заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любови Духаниной, не будет означать завершение работы по этому направлению: нужно как минимум принять ещё подзаконные акты к нему. Наша активность, соответственно, тоже будет продолжаться до последней поправки и до последней точки в документе. Пока она не поставлена – есть надежда, что минимизировать влияние законопроекта удастся путём диалога с законодателями.
В общем, в лучшем случае удастся докричаться и не повлияет никак. В худшем случае – независимое просветительство может буквально оказаться вне закона со всеми вытекающими.
Я буду изо всех сил продолжать учить других, заниматься просветительской деятельностью, писать статьи и выступать с лекциями. Это мой долг перед будущим страны и это то, что я могу сделать для других.
Согласен, поддерживаю!