Очевидно, вы ведете речь о русской эмиграции. Очень давно, лет 17 тому назад, мне подвернулся фундаментальный труд "Русское зарубежье. Хрестоматия по литературе" сост. В.И.Бурдин, В.Е.Кайгородова, Н.А.Петрова. изд-во "Пермская книга", 1995. Не хочу долго распространяться на эту тему, но к 2000г. у меня выработалась довольно сильная антипатия к литературным хрестоматиям. Это издание сильно подорвало эту антипатию и теперь во многом определяет важный сектор моего круга чтения.
Вам, конечно, нужны фамилии авторов рассказов про эмиграцию: В.Ходасевич, В.Шульгин, Г.Газданов, С.Черный, И.Бунин, Р.Гуль, В.Набоков, А.Толстой, И.Шмелев, Б.Поплавский, А.Аверченко, Тэффи, З.Гиппиус, И.Одоевцева, И.Берберова, А.Яблоновский, М.Осоргин, П.Потемкин, Вл.Азов, Дон-Аминадо и др. Нельзя пройти мимо пьесы М.Булгакова "Бег". Всё это - только первая волна.
Из второй могу рекомендовать В.Некрасова и Г.Климова, из третьей - С.Довлатова, А.Галича и Ф.Горенштейна.
На сегодняшний день наибольшее впечатление на меня произвели два последних. Галич - один из лучших наших бардов. Мне кажется, он соединил в своем творчестве все лучшее, что есть у Б.Окуджавы и В.Высоцкого. Он не оставил в покое ни прах Сталина, ни работников "одного могущественного учреждения". У него - больше, чем у двух других бардов, песен на политическую тематику. Его лучшие песни "благородной яростью" пробуждают, тормошат в слушателях-читателях совесть. А это - отличительная черта русской литературы, за которую ее авторов (а иногда и нас) любят и уважают в остальном мире.
Ф.Горенштейн написал сценарий "Рабы любви" (реж. Н.Михалков). Этот фильм долгое время возглавлял мой список шедевров мирового кино. American Beauty оттеснила его в 1999г. на почетное второе место.