Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

помогите пожалуйста написать изложение

Устремленность к будущему выражалась в русской литературе на протяжении всего ее развития. Это была мечта о лучшем будущем, осуждение настоящего, поиски идеального построения общества. Обратите внимание: русской литературе, с одной стороны, в высшей степени свойственны прямое учительство — проповедь нравственного обновления, а с другой — до глубины души захватывающие сомнения, искания, недовольство настоящим, разоблачения, сатира. Ответы и вопросы! Иногда даже ответы появляются раньше, чем вопросы. Допустим, у Толстого преобладает учительство, ответы, а у Чаадаева и Салтыкова-Щедрина — вопросы и сомнения, доходящие до отчаяния.
Эти взаимосвязанные склонности — сомневаться и учить — свойственны русской литературе с первых шагов ее существования, и постоянно ставили литературу в оппозицию государству. Первый летописец, установивший самоё форму русского летописания (в виде «погодных», годовых записей), Никон, вынужден был даже бежать от княжеского гнева в Тмутаракань на Черном море и там продолжать свою работу. В дальнейшем все русские летописцы в той или иной форме не только излагали прошедшее, но разоблачали и учили, призывали к единству Руси. Это же делал и автор «Слова о полку Игореве».
Особенной интенсивности эти поиски лучшего государственного и общественного устройства Руси достигают в XVI и XVII вв. Русская литература становится публицистичной до крайности и вместе с тем создает грандиозные летописные своды, охватывающие и всемирную историю, и русскую как часть всемирной.
ИсторияЛитература+3
М.
  ·   · 528
Филолог, чтение, кино, искусство  · 18 нояб 2021
В приводимом отрывке из статьи академика Лихачева, он рассуждает об устремленности к будущему в русской литературе. Автор говорит о том, что русским людям больше нравится вспоминать, но жить они не любят. Он подкрепляет свое высказывание замечанием А.П. Чехова, которое он обронил в повести «Степь». Это следует понимать как то, что человек не живет настоящим, а только прошлым или будущим.
В литературе воплотились мечты о лучшем будущем, поиски идеальной схемы общества и осуждение настоящего времени. Это было всегда и так будет всегда, я согласна с этим утверждением академика.
Русская литература, действительно, с одной стороны, выступает в роли прямого учителя, который проповедует нравственное обновление, а с другой стороны, в ней отражаются искания, сомнения и недовольство настоящим. Отсюда возникновение и популярность таких жанров литературы, как сатира. Вся русская литература, по мнению Лихачева, состоит из ответов и вопросов. Причем ответы порой появляются раньше вопросов. Академик отмечает, что Льву Толстому в его произведениях свойственно поучать, учить. А Чаадаев и Салтыков-Щедрин больше сомневаются и ставят вопросы.
Русская литература с первых шагов ее существования из-за взаимосвязанности склонностей сомнений и учительства находилась в оппозиции государству. Здесь уместно вспомнить летописца Никона, который вынужден был бежать от княжеского гнева и вдали от престольного града дописывать свой труд.
В ней (и в прозе, поэзии, драматургии) заключено много иных направление: философия, русская самобытность, « русская всечеловечность». Этот вывод очень точен и верен. С ним нельзя не согласиться.