Я не согласна с оратором выше, который утверждает, что жанр игры слабо определяет её полезность. Конечно, определяющим фактором являются интенции разработчиков, но всё-таки жанровый аспект нельзя так просто сбрасывать со счетов. Ясно, что логические и математические навыки гораздо продуктивнее развивать, играя в логические игры вроде Сапёра. Только вот тот же Сапёр вряд ли станет хорошим выбором для тренировки организаторских способностей или умения работать в коллективе.
Выше же упоминали Lineage II как среду, дарующую языковую практику. Действительно, игры жанра RPG являются прекрасным способом подтянуть язык. Мой запас активной английской лексики до сих пор процентов на 40 состоит из диалогов в моей любимой игре Primal. Помимо лингвистических скиллов, лазая по просторам какого-нибудь Скайрима, вполне можно улучшить свои навыки ориентирования в пространстве. Кроме того, стоит коснуться аргумента, к которому любят прибегать неумелые пропагандисты чтения книг, а именно, развитие речи. На самом деле, компьютерные игры с хорошо прописанными диалогами могут развивать речь не хуже (а если положить руку на сердце, то гораздо лучше) книг, особенно, если у человека развита слуховая память. Например, мне известен случай, когда человек отучился говорить "ложить" только благодаря игре World of Warcraft, в которой приходится довольно часто слышать жалобы персонажа о том, что некуда класть вещи.
Так же я бы хотела обратить внимание на MMORPG, ближайшего родственника жанра, упомянутого в вопросе. Для меня корейская песочница (так называют тип игр, в которых сильнее всего развита социальная составляющая, по сравнению, скажем с Европейскими MMO) Perfect World в своё время стала своеобразной школой жизни, где я получила довольно полезные навыки, хоть виртуального, но всё-таки нахождения в довольно жестком коллективе и, соответственно, навыки работы в команде.
Насчет изучения языка посредством прохождения игр: Как можно пополнять свой лексикон, когда ты не знаешь перевода слов?
Очень давно в школе играл много в Lineage 2. Тогда она не была русифицирована. Так вот очень многие специфические слова, связанные с ресурсами, оружием, профессиями, я знаю из Линейки.
Некорректный вопрос. Искусство существует не для того чтобы быть полезным, а чтобы удивлять и вдохновлять. Это тоже самое что спросить чем полезны картины жанра кубизм.
Игры не искусство, а развлечение
Жанр игры её полезность определяет крайне слабо. Навскидку - можно придумать РПГ, где вы будете играть за человека, попавшего в страну, язык которой не знаете. В качестве прокачки - открытие букв, слов, фраз. Вот вам обучение языку.
Есть мнение, что играть в RPG не полезнее, чем просмотр сериалов. Просто игра разбавляет просмотр необходимостью двигаться, нажимать и что-то говорить из заранее заготовленных сценариев. А так - абсолютно тот же сериал.