В буддизме под счастьем в нирване понимается отсутствие каких-либо страданий и беспокойств. На языке пали беспокойства называются дуккха. Эти беспокойства возникают в результате изменчивости сансарных явлений. Постоянно что-то возникает или исчезает, в результате чего человек беспокоится, страдает. Что раньше было приятным, со временем распадается, стареет, теряет свои качества, становится неприятным или нейтральным. Из-за потери приятного или встречи с неприятным возникает беспокойство, неудовлетворённость, дуккха. Приобрёл приятную вещь, она распалась или стала ненужной, тяжёлой или вредной. Приобрёл приятного близкого человека, он заболел или умер, или стал вредным и злым. Нашёл временный изолированный спокойный уголок, но и туда какие-то проблемы просочились.
А вот в нирване ничего не возникает и не исчезает. Нет элементов, которые могли бы составить какие-либо временные конструкции. Соответственно неоткуда взяться беспокойствам и страданиям. Кроме синонимов реальность и счастье в буддийских сутрах есть другие синонимы нирваны: свобода и покой. Свобода от беспокойств и страданий сансары. Удовлетворённость отсутствием проблем.
В буддизме как и в христианстве есть понятие любящей доброты. На языке пали — метта. Если постараться дать наиболее ёмкое определение метты, получится: стремление, чтобы все живые существа стали счастливыми, свободными, нейтрализовали все страдания и беспокойства. Метта (доброта) является одним из мостиков в нирвану. Это одно из качеств просветлённого человека. Другие важные качества — это мудрость и щедрость. Чем эти качества отличаются от обычных привычных нам чувств или эмоций обычного человека? Они отличаются тем, что не опираются на иллюзию неизменной индивидуальной сущности, личности. В буддизме личность или то, что мы называем Я или сознание, — это поток мгновенных сменяющих друг друга состояний, конструкций мельчайших элементов бытия (дхарм). Как есть иллюзия живого человека на экране в фильме, состоящем из множества мгновенных кадров, так же есть и иллюзия постоянной индивидуальной сущности или личности. Но если понаблюдать за своим умом, то становится понятно, что он постоянно меняется, каждое мгновение. Кроме того, этот поток ума существует в сансаре во взаимообусловленности с другими потоками явлений. Внешний мир влияет на ум, а ум влияет на внешний мир. Нет какой-то одной и той же отдельной самостоятельной сущности. Человек, который это понял, осознал, в этот момент разрушает привязанность к каким-либо вещам или идеям. Он понимает, что ненависть, жадность-пристрастия, иллюзии — это временные явления, временные вредные конструкции ума, которые не нужно поддерживать, как-то обслуживать, становиться их добровольным рабом. Не нужно тратить жизнь на ненависть. Не нужно тратить жизнь на пристрастия к бессмысленным побрякушкам, блестяшкам, временным удовольствиям, на зависимости от беспокоящих вещей. Не нужно тратить жизнь на иллюзии, ложные идеи, пустые утомительные разговоры. Можно от всего этого легко отказаться в пользу естественных доброты, щедрости, свободы. Это и есть осознание реальности. В христианстве Бог есть любовь. В буддизме, сансара — это ненависть, пристрастия, жадность и иллюзии. Нирвана — это любящая доброта, свобода, щедрость и высшая мудрость, правильная и спокойная сосредоточенность на реальности без искажений.