Скорее стоит говорить о технологиях, т.к. требования ФГОС (а именно она сейчас выходят на первый план и диктуют, как надо учить) подразумевают вполне конкретные действия, приёмы, принципы и мероприятия.
Во-первых, личностно-ориентированный подход - это основа основ на сегодняшний день (говорим об идеальны "лабораторных" условиях).
Этот подход подразумевает разные уровни заданий (например, домашнее задание на 3, на 4, на 5 - разной сложности, ученик сам выбирает сво уровень; то же с контролем).
Модули и индивидуальные маршруты - ученики сами выбирают, какие темы, информационные блоки для них в приоритете, набирают баллы (похоже чем-то на технокарты).
Во-вторых, диалогичность обучения. Например, формы работы, при которых школьники/студенты обучают друг друга. Педагог - консультант, наставник, но не транслирует знания, а показывает путь их обретению (предлагает способы работы с информацией и направляет в процессе).
Кроме того эдьютеймент, то есть обучение с развлечением - игровые методики; ориентированность на реальную жизнь, актуальность содержания обучения - одно из современных требований.
Конкретных технологий довольно много от всевозможных способов получения рефлексии в конце урока (заполнение таблиц "узнал, научился, не понял, хочу узнать", вывешивание карточек разного цвета в знак степени овладния темой и т.п.) до проектной работы (проект - это не написать реферат и даже не презентацию сделать, а исследовать вопрос, отобрать информацию, рассмотреть ее с разных сторон, выразить свои знания в небанальной форме).
И ещё раз повторюсь, это требования, а не действительность, то есть на данный момент скорее желаемое, чем действительное )