на мой взгляд, фильм стал популярным только по трем причинам: мощный визуал (плюс, конечно, музыкальное сопровождение), фамилия режиссера и хорошая игра актеров.
я больше по части «почему не».
во-первых, как бы ни был прекрасен Джек в исполнении Николсона, персонаж вывернут наизнанку. в оригинале вся прелесть героя была в том, что он не был психопатом изначально. Джек – просто мужик с непростым характером, пьяница в завязке, который не смог устояться как писатель и вообще добиться чего-либо в жизни, помимо проблем из-за вечных пьянок. конечно, подсознание с ним поигрывало, но Кинг вообще любил побаловаться Фрейдом.
помешательство Джека в конце – это воздействие отеля, который с каждым днем все больше отправлял его разум, чтобы подобраться к его «сиятельному» сыну.
в фильме же Кубрик под громкое неодобрение Стивена изобразил Джека маньяком с самых первых минут. он еще и в отель не успел приехать, а глаза уже блестели и бегали, как бы говоря зрителю: «в конце будет пиздец, ребята, убирайте детишек от экранов».
во-вторых, в фильме упущено множество моментов (что естественно для экранизации, но все же), да и сюжет в целом сильно подправлен с легкой руки Кубрика.
да-да, это классическая позиция «а книга лучше!», хотя я не могу сказать, что фильм получился плохой. в конце концов, несмотря на неодобрение Кинга и многих его фанатов, экранное Сияние стало классикой.