Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему все страдают в русской классике?

ЛитератураQ-russianliterature
Максим Р.
  ·   · 45,0 K
Лучший
Сервис электронных и аудиокниг №1 в России и СНГ  · 11 авг 2020  · litres.ru

Все любят рассуждать, что герои русской классики постоянно страдают. Но ведь если задуматься – не только в русской. Вспомните любое культовое произведение, и почти наверняка его персонажи будут глубоко несчастны: Шекспир, Бальзак, Гюго, Ремарк и другие авторы. Если люди там и бывают счастливы, то только затем, чтобы потом на фоне чудесной жизни их крах и боль чувствовались критичнее. Драма – сильнейший жанр, неудивительно, что авторы предпочитают рассказывать истории, которые трогают сердце. Привычка причислять «страдающих» только к нашей литературе, мне кажется, является проявлением некоей любви к самобичеванию и странной гордости.

Если все же отвечать на вопрос «почему»: по разным причинам, а порой – по нескольким сразу. Попробую вспомнить основные.

1) Страдать было модно. До Пушкина русской литературы было не так чтобы большое разнообразие, многие (особенно девушки) обходились западными, французскими романами. А там – неразделенная любовь, романтика, чувства, преодолевающие преграды и вот это вот все… Взгляните на описание Татьяны Лариной из «Евгения Онегина»:

Теперь с каким она вниманьем

Читает сладостный роман,

С каким живым очарованьем

Пьет обольстительный обман!

… Все для мечтательницы нежной

В единый образ облеклись,

В одном Онегине слились.

Наглядный пример того, что неразделенная любовь, так часто описываемая в западных романах, для многих русских девушек, даже не самых глупых, становилась вдохновением и неким примером «как надо любить».

2) Страдали все. Опять же, говорить, что только в нашей истории было много печальных для народа моментов, было бы нечестно – во всем мире были проблемы, везде они находили отражение в творчестве писателей. Просто в России, в Российском империи, в СССР это были свои вехи истории: крепостное право («Путешествие из Петербурга в Москву»), бедность простых людей («Кому на Руси жить хорошо»), революции, войны(«Белая гвардия»), диктатура и железный занавес… Потопы в Петербурге – городе, где уже несколько веков назад была высокая концентрация писателей («Медный всадник»). Борьба с чумой в Москве. Множество репрессированных («Реквием» Ахматовой), политических заключенных, противников власти, которым потом доставалось, жизнь в лагерях («Архипелаг ГУЛАГ»). Все это и еще множество невеселых обстоятельств зачастую касалось непосредственно писателей или их близких, и все нашло отражение в литературе.

3) Слышала мнение о различии русской и западной драматургии. Суть в следующем: пока на Западе сюжет двигают внешние обстоятельства, в русской катализатором движения становятся душевные порывы. А счастье, увы, и в жизни встречается реже, и как мотиватор действует не так уж хорошо – когда ты счастлив, стремиться ни к чему не хочется.

4) У многих наших классиков печальные судьбы. То Есенин (по основной версии) с собой покончит, то Достоевский опять описывает проклятый «желтый Петербург» с самой депрессивной стороны этого города. Еще бы, когда в очередной раз проиграл все деньги, а жена Анна Григорьевна, строго следящая за бюджетом в семье, вкалывает на работе, чтобы любимый гений-супруг мог творить…

Лиличка с Осипом опять уединилась в соседней комнате, Леву Гумилева отправили в «Кресты», и чтобы дать ему передачку, нужно отстоять сутки в очереди, друзей-декабристов расстреляли или отправили в ссылки… Как же в таких обстоятельствах писать про мир, дружбу и жвачку?

Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будет интересно! Перейти на t.me/LitRes_ebooks
Страдания есть благо в другой системе. Нет страданий - нет жизни. Были люди, что достигли ВСЕГО в жизни. Им нечего... Читать дальше
Филолог, литературовед, преподаватель языков, поли...  · 6 янв 2021
Про "страдают" Вам ниже уже написали, конечно, это нелепость. Но почему "все"? Обломов не страдал вообще, пока дураки не нарушили его покой, а потом нашел способ вернуться к реальной жизни. Порфирий Петрович разве страдал? Он... Читать далее
Мой телеграм-канал о литературе. Перейти на t.me/smertavtora
Разработчик встроенных систем, немного радиолюбите...  · 6 янв 2021  · vladimir-coslow.narod.ru/index.html
А вам не кажется, уважаемые, что вся русская классика - настолько же социальна, как и русский рок? То есть как только появляется достаточно умный человек, способный описать окружающее его скотство - тут же начинает его описывать... Читать далее
Чтобы ни дня в жизни не работать, на практике совмещаю работу с хобби.Перейти на vladimir-coslow.narod.ru/index.html
вузовский преподаватель  · 3 янв 2021
Пушкин писал: Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел, Кто постепенно жизни холод С летами вытерпеть умел; Кто странным снам не предавался, Кто черни светской не чуждался, Кто в двадцать лет был франт иль... Читать далее
Ах, как хорошо страдать... для... счастья, во имя счастья и очищения души... светлого, доброго... страдать... Читать дальше
Стаентист-клюкальщик. Профессионал. Лёгкая...  · 4 янв 2021
Градус страданий всегда тем выше, чем умнее, образованнее, интеллигентней всякий человек, необязательно писатель и необязательно русский. Хотя, русские, несомненно, круче всех в данном вопросе. Дело в том, что развитый... Читать далее
Странная у вас дилемма. Почему Вы не рассматриваете иначе? Чем умнее человек, тем лучше он умеет справляться с... Читать дальше
Любитель хорошего чтива и кинемотографа, знаток...  · 14 авг 2020  ·
club186033179
Страдальчески приветствую Вас! Собственно, как мне кажется здесь играет большую роль русский менталитет, которому присуще такая хандра. Отсюда и точность образов героев русской классике. Ведь о чем, о чем мы знаем, так это о... Читать далее