Во многих странах установлены серьезные штрафы за безбилетный проезд и налажена работа контролеров. Последние работают часто и жестко. Население осведомлено и предпочитает валидировать билеты, ибо оплачивать проезд регулярно оказывается дешевле, чем вдруг нарваться на штраф.
Осмелюсь предположить, что в городах с турникетами отсутствует или очень небольшой штат контролеров, и наоборот — если нет турникетов, то будет много контролеров. В Москве денег много, поэтому предпочитают содержать и контролеров, и турникетное хозяйство. Впрочем, в крупных городах ситуация аналогичная. В целом наличие или отсутствие турникетов вопрос не самого замысловатого моделирования разного рода параметров. Самым скользким расчетом оказывается вероятность быть пойманным, который в городах с большими пассажиропотоками, судя по всему, стремится к нулю.
в Московском метро есть контроллеры?