Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему Ван Гога знают все? Какие факторы этому поспособствовали?

ХудожникиВан гог
Алена Данилова
  ·   · 1,3 K
Искусствовед, аспирантка ВШЭ, автор проекта "(Не)к...  · 30 сент 2021  ·
non_critical
Есть абсолютно must-read книга Натали Эник "Слава ван Гога", где автор с интересом патологоанатома разбирает на мелкие составляющие историю возникновения мифа о художнике-страдальце.
Образ художника-мученика, страдающего пророка - недавнее изобретение, отмечает социолог Натали Эник, это изобретение уходит корнями в «канонизацию» Винсента Ван Гога как "святого" от мира культуры. Если мы отбросим это миф в сторону, то вот что получим в сухом остатке: художника со сформированным и самобытным стилем, который имел справочку из ПНИ, не преуспел в социализации и самореализации, и почти всю жизнь сидел на шее у своего брата. Звучит уже не очень заманчиво, не так ли?
Эник исследует, как и почему обнищавший и морально опустошенный Ван Гог прославился вскоре после его самоубийства в возрасте 37 лет. Нужен ли светской культуре, миру искусства собственный бунтарь-святой? Рассматривая эту возможность, автор исследует историю попыток прославить Ван Гога, будь то в многостраничных биографиях или тиражированных футболках, показывая, как детали его жизни были построены в соответствии с образцом становления христианского святого к канонизации (агиографии). Эти биографические подробности распространялись сначала как анекдоты, затем как исторические истины и, наконец, стали легендарными мотивами, определяющими индивидуальное величие Ван Гога.
После смерти Ван Гога ранние модернисты приветствовали творчество этого художника-самоучки как пророка-реформатора. Общественный интерес вспыхнул, когда стали известны уникальные и трагические аспекты личной жизни артиста. В этих рассказах фигура Ван Гога колебалась между божественным аскетизмом (он жил совсем недолго, не женился, мало ел и посвятил всю жизнь своему делу) и демоническим безумием (он пил, ходил в публичные дома, и предложил проститутке кусок своей плоти, свое отрезанное ухо). Его легенда стала легендой о жертве и жертвоприношении, об проклятом художнике, который подарил миру великие картины, но заплатил высокую цену за невежество общества.
Эник исследует экономику арт-рынка и темы, составляющие миф о Ван Гоге, такие как персонализация художественного величия, воспевание внутренней сущности создателя и прославление безумия. Изучая мифологию, которая способствует инвестициям в искусство, она заставляет нас пересмотреть природу восхищения и, в частности, представление о том, что безвестность при жизни художника является гарантией истинного гения.
P. S. Если Вы в Петербурге, могу дать почитать книгу
Больше интересных историй из мира искусства — в нашем телеграмеПерейти на t.me/non_critical