Прежде всего хочу сказать, что хорошие комедии в современной России есть, хоть их и очень мало. Например, «Ландыш серебристый» или «О чем говорят мужчины» — достойные представители жанра и, возможно, в будущем снимут еще что-то классное. Но это было небольшое лирическое отступление. Теперь к сути вопроса.
Я думаю, что фундаментальное отличие советского кинематографа от российского (да и мирового в целом) заключается в конечной цели, ради которой снимались фильмы. Целью советского кино было воспитание в гражданах Человека с большой буквы. В том числе через жанр комедии. Кинематограф не может существовать в отрыве от общества, он всегда часть общей культуры народа, нации, политики государства, в конце концов. Вспомните слова Ленина:
«Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк».
Как бы кто не относился к фигуре Владимира Ильича, глупым человеком он точно не был. «Безграмотность» в этой цитате подразумевает не столько буквальный смысл, сколько метафорический, намекающий на мораль и духовную составляющую. И в этой связи советское кино — это рассуждение о вечном, о добре и зле, пороках и добродетелях, показанных через призму человеческих взаимоотношений. Почему мы в миллионный раз с огромным удовольствием смотрим «Бриллиантовую руку», «Джентльменов удачи» или «Ивана Васильевича»? Ведь с тех пор прошло уже больше 50 лет, мы давно не живем при социализме. А потому что эти бессмертные комедии про нас с вами, здесь и сейчас. Да, была цензура и масса запретов, но великие советские мастера кино смогли обойти и их. И подарить нам шедевры: потрясающе точные и смешные.
А каков мировой кинематограф сейчас? Главная цель — получение прибыли с проката того или иного фильма. Когда речь идет о деньгах, воспитание и творческая свобода отходят на второй, третий или даже пятый план. Какая разница, насколько ты талантлив и остроумен, если не можешь найти деньги на свой проект?
Я не зря сначала упомянул весь остальной мир, потому что в случае с Россией все еще хуже. Отечественный кинематограф существует даже не ради конечной прибыли. У нас бюджет проекта разворовывается еще на этапе производства, а на оставшиеся деньги снимают «низкокачественный продукт». Каким образом из этой среды выходят хорошие фильмы — для меня вообще загадка.
Что касается цензуры сегодня — то она никуда не исчезла, просто поменяла свою форму. Если в СССР официальный вердикт выносила комиссия Госкино, то сейчас все (ну или почти все) решает Министерство культуры РФ, которое организует питчинги и спонсирует львиную долю отечественных фильмов.
Что же в итоге? Несмотря на всю сложность сегодняшней ситуации, надежда остается. Эта надежда в неравнодушных людях, которые знают мудрость: «Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам». Им, так же как и их коллегам из советского прошлого, придется пробиваться через отказы, запреты и негласные цеховые правила; привлекать дополнительное финансирование или искать поддержку у народа, запуская краудфандинговые проекты. В общем, использовать любые средства, лишь бы снять качественный фильм. Потому что российское кино существует не благодаря, а вопреки.
Конечно есть комедии классные. СВАТЫ например.
Именно потому что была цензура,комедии были хороши.Цензура играла роль огранки комедий.
по вашему в США мало хороших фильмов?
Мне кажется,как раз потому,что было много запретов и была жёсткая цензура.Ведь из-за цензуры в комедиях не могли использовать пошлости, и для того,чтобы на комедии был спрос,их старались сделать как можно лучше и смешнее.
Не вопреки цензуре, а благодаря ей. Худсоветы не пропускали аморальные и малохудожественные фильмы. И правильно делали.
Творчество без ограничений ведет к шизофрении творческих личностей
и отрыву их от реальности.