Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему в России почти не снимают фильмы ужасов?

Искусство и культураКино+3
Anton Alyoshin
  ·   · 8,0 K
редактор RussoRosso, исследователь поп-культуры  · 11 мая 2018

В СССР не было жанра ужасов, хотя отдельные фильмы могли быть мрачными, мистическими и жестокими. Каноническая точка зрения по этому вопросу сформулирована исследовательницей Джозефин Уолл в 2005 году: хоррора в Советском Союзе не могло быть, потому что этот индивидуалистический жанр не сочетался ни с марксистским историческим материализмом, ни с советской доктриной, ни с догматами соцреализма. Доминирующая идеология, согласно Уолл, не могла поощрять образы сверхъестественного, иррационального, хаотического — всего того, на чем покоится жанр. Соглашаться с этим тезисом не обязательно, можно приводить примеры отдельных готических элементов в советском кино (например, канадский киновед Кристина Стоянова среди прочих рассматривает как хорроры фильмы «Солярис» и «Сталкер»), но отсутствие развитого жанра ужасов в СССР можно считать фактом. В 1990-е первое постсоветское поколение режиссеров периодически обращалось к хоррору и при отсутствии какой-либо школы с удовольствием экспериментировало, так что в результате оставило любопытный набор фильмов (почитать о самых ярких из них можно здесь).

В XXI веке в России стала налаживаться жанровая индустрия, но комедии здесь чувствовали себя увереннее, чем ужасы. Каждая отдельная попытка снять русский хоррор оказывалась коммерчески неудачной: ни «Мертвые дочери» (2007), ни «Юленька» (2009), ни «Фобос. Клуб страха» (2010) не окупали в прокате свой бюджет, а значит, не привлекали в жанр продюсеров. Тем не менее в 2015-м фильм «Пиковая дама: Черный обряд» оказался коммерчески успешным, а «Невеста» (2017) вскоре установила новый рекорд. Выходящий на больших экранах сериал «Гоголь» тоже продемонстрировал высокие показатели в российском прокате. Всё это развеяло сразу два мифа: о том, что снять мало-мальски привлекательный хоррор российским кинематографистам невозможно, и о том, что отечественным зрителям ужасы в кино не нужны. Что касается зрителей, то они регулярно проявляют интерес к жанру, посещая сеансы зарубежных фильмов ужасов. В результате мы дожили до важного момента: российские продюсеры стали интересоваться жанром и стали готовы запускать съемки новых проектов.

Например, на весенних питчингах «Фонда кино» в этом году было представлено семь хорроров. Это не так и мало. А четыре из них государство решило поддержать. Подробнее об этих проектах можно прочесть здесь.

В целом в России на съемках хоррора сказывается отсутствие жанровой школы, а значит — специализирующихся на ужасах профессиональных гримеров, сценаристов, режиссеров, продюсеров и т. д. Сейчас этот жанр строится практически с нуля. И каждый новый коммерческий успех будет привлекать в хоррор-кинематограф всё больше специалистов.

"Невеста" оказался успешным в прокате только благодаря трейлеру. Кстати почти все хоррор моменты и показали в... Читать дальше
Главный редактор литературного журнала Покет-Бук  · 10 мая 2018  ·
pocketbook
В России действительно снимают гораздо меньше ужастиков, чем в США или европейских странах. На мой взгляд тому есть ряд причин. Жанр хоррора долгое время почти не  развивался в отечественном кинематографе. В результате все... Читать далее
Эволюционный психолог, управление стрессом...  · 11 мая 2018
Не вижу  причин для того,чтобы ещё  и фильмы ужасов снимать.Если ты живёшь в России , то  считай, что ты уже в фильме ужасов на всё время проживания в стране.В перестройку  был такой фильм ужасов,как Вельд,но он всё же ближе к... Читать далее
Психологическая поддержка, ВИЧ и хронические заболевания. Платно. Увы.😎 Перейти на api.whatsapp.com/send
У нас что нет талантливых режиссёров? Или у них фантазии не хватает чтобы дать достойный ответ Голливуду? Лично у... Читать дальше
Кладовщик, интересуюсь историей  · 13 окт 2021
Там, где снимают ужасы - запредельно высокий уровень жизни, социальные гарантии, обеспокоенность государства за судьбу рядовых граждан, высокий уровень соц.защиты и естественные демократические права и гарантии у среднего слоя... Читать далее
Во всём согласна, только хочу добавить: зритель благополучных стран ведёт пресноватую размеренную жизнь, не... Читать дальше
Киножурналист, кинокритик интернет-портала Film.ru  · 10 мая 2018
Потому что в советские времена такого кино практически не было по идейным соображениям. Так что наша традиция хорроров отсутствует, и большой потребности в хоррорах тоже не чувствуется. Тем не менее, хорроры у нас сейчас... Читать далее
Антипопулист-радикал  · 12 мая 2018
За лайк/репост/комментарий/пост можно отправиться в тюрьму — зачем ещё фильмы ужасов? Ответ не может быть меньше 140 символовОтвет не может быть меньше 140 символовОтвет не может быть меньше 140 символовОтвет не может быть... Читать далее
Этилен? Полипропилен )
Первый
Теория музыки  · 8 июн 2022
Не знаю. Набрала однажды в Гугле: "отечественные фильмы ужасов", и сразу же выскочил о- очень длинный список российских ужастиков. Чё ещё надо- то? Включай да смотри.  
Первый
журналист и редактор  · 12 мая 2018
Советское наследие: мир должен быть понятным, а страх — преодолеваемым. Хотя нельзя сказать, чтобы совсем не снимали. Например, "Вий" с Варлей — это классика советского хоррора. Потом в перестройку и 90-е появилось много... Читать далее
Иллюминат всея Швеции, Руси и Беларуси  · 12 мая 2018
Их снимают, но они выходят второсортными. Одним из первых фильмов ужасов считается "Вий" 1909 года, к сожалению, утраченный. Также хорошим ужастиков считается советский "Вий" 1967-го года Ершова. Как сказал Женя Бэдкомедиан:... Читать далее

Потому что Россия в целом - фильм ужасов. Достаточно оглянуться вокруг себя, повсюду ходячие с бутылками в руках, оборотни и ведьмы. Зачем нам такое кино?