В СССР не было жанра ужасов, хотя отдельные фильмы могли быть мрачными, мистическими и жестокими. Каноническая точка зрения по этому вопросу сформулирована исследовательницей Джозефин Уолл в 2005 году: хоррора в Советском Союзе не могло быть, потому что этот индивидуалистический жанр не сочетался ни с марксистским историческим материализмом, ни с советской доктриной, ни с догматами соцреализма. Доминирующая идеология, согласно Уолл, не могла поощрять образы сверхъестественного, иррационального, хаотического — всего того, на чем покоится жанр. Соглашаться с этим тезисом не обязательно, можно приводить примеры отдельных готических элементов в советском кино (например, канадский киновед Кристина Стоянова среди прочих рассматривает как хорроры фильмы «Солярис» и «Сталкер»), но отсутствие развитого жанра ужасов в СССР можно считать фактом. В 1990-е первое постсоветское поколение режиссеров периодически обращалось к хоррору и при отсутствии какой-либо школы с удовольствием экспериментировало, так что в результате оставило любопытный набор фильмов (почитать о самых ярких из них можно здесь).
В XXI веке в России стала налаживаться жанровая индустрия, но комедии здесь чувствовали себя увереннее, чем ужасы. Каждая отдельная попытка снять русский хоррор оказывалась коммерчески неудачной: ни «Мертвые дочери» (2007), ни «Юленька» (2009), ни «Фобос. Клуб страха» (2010) не окупали в прокате свой бюджет, а значит, не привлекали в жанр продюсеров. Тем не менее в 2015-м фильм «Пиковая дама: Черный обряд» оказался коммерчески успешным, а «Невеста» (2017) вскоре установила новый рекорд. Выходящий на больших экранах сериал «Гоголь» тоже продемонстрировал высокие показатели в российском прокате. Всё это развеяло сразу два мифа: о том, что снять мало-мальски привлекательный хоррор российским кинематографистам невозможно, и о том, что отечественным зрителям ужасы в кино не нужны. Что касается зрителей, то они регулярно проявляют интерес к жанру, посещая сеансы зарубежных фильмов ужасов. В результате мы дожили до важного момента: российские продюсеры стали интересоваться жанром и стали готовы запускать съемки новых проектов.
Например, на весенних питчингах «Фонда кино» в этом году было представлено семь хорроров. Это не так и мало. А четыре из них государство решило поддержать. Подробнее об этих проектах можно прочесть здесь.
В целом в России на съемках хоррора сказывается отсутствие жанровой школы, а значит — специализирующихся на ужасах профессиональных гримеров, сценаристов, режиссеров, продюсеров и т. д. Сейчас этот жанр строится практически с нуля. И каждый новый коммерческий успех будет привлекать в хоррор-кинематограф всё больше специалистов.
Потому что Россия в целом - фильм ужасов. Достаточно оглянуться вокруг себя, повсюду ходячие с бутылками в руках, оборотни и ведьмы. Зачем нам такое кино?