Есть такая русская пословица: "до Бога высоко, до царя далеко". Обычно она обозначает ситуацию, когда неоткуда ждать помощи и некому пожаловаться на свои невзгоды. Но если посмотреть на неё с другой стороны, то ответ становится очевиден.
Сегодня из учебников истории, из художественной литературы и кинофильмов, из СМИ мы знаем, что Иван IV Грозный был маньяком-кровопийцей с серьёзными психическими отклонениями, Фёдор Иванович и Иван V Алексеевич - простодушными дурачками, Пётр III и Павел I - дураками вредоносными, Пётр I Великий - алкоголиком и матерщинником, Анна Ивановна - грубой неотёсанной деревенщиной, Александр I - лицемерным двуличным трусом и высокомерным нарциссом, Екатерина II, Николай I и Александр II - развратниками, Николай II - слабохарактерным малодушным подкаблучником, но при этом злопамятным, завистливым, скрытным и мстительным, а самый русский царь Александр III двух слов не мог связать на русском, хотя водку хлестал за десятерых. И так далее.
Но, переместим себя в шкуру, скажем, провинциального русского крестьянина. Царя мы никогда не видели и не увидим, о его личной жизни и чертах характера нам ничего не известно, при этом кроме него мы знаем только одного царя - Небесного, Который однозначно хороший. Знаем также, что власть этого царя установлена по воле Того Царя. Мы знаем, что царь собирает с нас налоги, но видим, что собирает их не он сам. Мы знаем, что в рекруты и на войну нас призывают за царя, но видим, что забривает и отправляет на верную смерть нас тоже не он лично. Не царь гоняет нас пахать на своё поле, не царь сидит в кресле судьи и творит несправедливость, не царь чуть что покрывает нас трёхэтажной бранью и не он приказывает бить нас кнутом или батогом. Не царь живёт у нас на глазах сытой довольной жизнью в роскошной усадьбе и бесит нас своей зажратостью, лайковыми перчатками и лощёной мордой. Не царь демонстрирует нам свою повседневную вредоносность в смешении с патологической склонностью к безделью и роскоши. И, если мы даже смекалисты, и догадываемся, что царь похож на всех этих бюрократов, держиморд, мироедов, стяжателей и прожигателей жизни, мы всё же не видим этого - и потому на душе легко. Более того, добрый царь есть наша последняя надежда на то, что в мире есть хоть какая-то справедливость. Иначе жить стало бы совсем тошно.
Даже когда появились СМИ, а образование стало всеобщим, ситуация по сути не изменилась. Ведь более всего раздражает нас тот негодяй, который волокитит наши дела, усложняет нашу жизнь, вытягивает из нас взятки, а не тот другой негодяй, который этого негодяя поставил. Потому что он далеко, а Бог, как и раньше, высоко, а, может, Его и вовсе нет.
Не случайно, что все революции и крупнейшие бунты в истории России происходили в столицах, где царь намного ближе и где люди видят, что он ничем не лучше тех, кого он поставил над ними в управители. Не случайно успешные бунты вдалеке от столиц (разинский, пугачёвский) апеллировали к авторитету царя, а не против него. Разин якобы возил с собой "царевича", а Пугачёв и сам был "царём".
Всему виной, таким образом, бескрайние просторы огромной России и не менее великая армия чиновников и прочих господ. В миниатюрных европейских государствах, скажем, всё и все на виду, и там подобной мифологии в принципе не создашь, да и имеющих власть кровососов там требуется существенно меньше.