Гуманитарное образование давалось в гимназиях, которые в свою очередь были интернатами. Нагрузка там была большая. Учили в среднем пять языков, два из которых - латынь и греческий. Хорошим тоном считалось читать научную и популярную литературу на языке оригинала, так же как и классические произведения античности и средневековья ( где писали тоже, в основном на латыни ).
Дело тут не совсем в элитарности и моде. Просто среднее образование и не нужно было львиной доли населения в тогдашнем хозяйстве и экономике. Если же было желание и средства, то в гимназии попадали из сословий купцов, разночинцев и так далее. Обучение же дворян, до поры до времени, было вообще домашним.
В реальных училищах готовили будущую техническую интеллигенцию, сотрудников торговых компаний. Там с языками возились меньше.
Выпускник гимназии шел в университет, а реального училища, в вузы узконаправленные, специальные.
Сегодня вы можете отдать ребенка не в обычную школу, а престижную гимназию, где он тоже будет учить на хорошем уровне минимум два языка. Стоит это недешево, но и нельзя сказать, что недоступно.
да ну что вы, в 19 веке среди 85% населения обычное умение читать то не было распространено, тем более какие-то там языки. Образованный слой 19 века в России - это тонкая пленка на толстом слое темноты и невежества.
Вы точно не путаете со средневековьем?